Н.М. Шахмаев
|
| П.И. Пидкасистый
| |
| «Материальные объекты педагогического труда (часть учебно-материальной базы), носители учебной информации, предназначенные для использования в учебно-воспитательном процессе»
| «Материальный или идеальный объект, который «помещен» между учителем и учащимися и используется для усвоения знаний формирования опыта познавательной и практической деятельности»
|
| Т.С. Назарова, Е.С. Полат
| |
|
| |
| «Материальные объекты, носители учебной информации и предметы естественной природы, а также искусственно созданный человеком и используемый педагогом и учащимися в учебно-воспитательном процессе в качестве инструмента их деятельности»
|
| |
| | | | | | |
Средства обучения ≠
| Информационно-образовательная среда (ИНТЕРНЕТ, средства массовой информации и др.)
|
Классификации
|
- По способам восприятия информации (визуальные, звуковые, аудиовизуальные, мультимедийные);
- От простого и конкретного к сложному и абстрактному (предметы и явления объективной действительности, изображение и отображение предметов действительности, описание предметов и явлений условными знаками, технические средства);
- По источникам информации (слово учителя, учебная книга, средства наглядности и технические средства);
- На основе дидактических задач и способов их реализации (вербальные средства, учебно-наглядные средства, учебно-лабораторное оборудование, технические средства)
| |
Функции
| - Информационные
- Адаптивные
- Компенсаторные
- Управленческая
- Интегративная
- Интерактивная
- Мотивационная
|
Факторы
выбора
| - Дидактические цели
- Содержание учебного материала
- Методы и формы обучения
- Материальное оснащение кабинетов
- Подготовленность учителя
- Возраст и подготовленность учащихся
|
| | | | | |
Дидактические требования
|
- Соответствие целям
- Соответствие дидактическим принципам
- Соответствие формам и методам
| - Соответствие психофизиологическим закономерностям
- Согласованность с учебными программами
|
Таким образом, в дидактике нет единого подхода к раскрытию объема и содержания понятия «средства обучения». Мы под средствами обучения будем понимать “материальные объекты, носители учебной информации и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком и используемые педагогами и учащимися в учебно-воспитательном процессе в качестве инструмента их деятельности” (Назарова Т.С., Полат Е.С.).
|
| Средства обучения
|
|
|
|
|
Материальные
|
| Логические
|
объекты
|
| регулятивы
|
|
|
|
|
|
|
- учебное оборудова-
| - учебники и учебно-
| - теоретический уро-
|
ние;
| методические посо-
| вень: подходы, прин-
|
- инструменты, при-
| бия;
| ципы, правила, мето-
|
боры;
| - дидактический ма-
| ды, методики обуче-
|
- демонстрационное
| териал: карточки-
| ния;
|
оборудование;
| задания, инструкци-
| - эмпирический уро-
|
- технические средства
| онные карты, опорные
| вень: действия, операции
|
ва обучения, включая
| конспекты, рабочие
| рации, приемы обу-
|
информационно-
| тетради т.д.;
| чающей деятельно-
|
вычислительную тех-
| - изобразительные
| сти
|
нику (ИВТ)
| пособия: плакаты,
|
|
| планшеты, схемы,
|
|
| диаграммы и т.д.
|
|