Средства обучения. Общие вопросы применения средств обучения в системе обучения

Н.М. Шахмаев П.И. Пидкасистый  
  «Материальные объекты пе­дагогического труда (часть учебно-материальной базы), носители учебной информа­ции, предназначенные для ис­пользования в учебно-воспи­тательном процессе» «Материальный или идеаль­ный объект, который «поме­щен» между учителем и уча­щимися и используется для усвоения знаний формирова­ния опыта познавательной и практической деятельности»
Т.С. Назарова, Е.С. Полат

   
«Материальные объекты, носители учебной информации и предметы естественной природы, а также искусственно созданный человеком и используемый педагогом и учащимися в учебно-воспитательном процессе в качестве инструмента их деятельности»    
             
Средства обучения ≠ Информационно-образовательная среда (ИНТЕРНЕТ, средства массовой информации и др.)
Классификации   - По способам восприятия информации (визуальные, звуковые, аудиовизуальные, мультимедийные); - От простого и конкретного к сложному и абстрактному (предметы и явления объективной действительности, изображение и отображение предметов действительности, описание предметов и явлений условными знаками, технические средства); - По источникам информации (слово учителя, учебная книга, средства наглядности и технические средства); - На основе дидактических задач и способов их реализации (вербальные средства, учебно-наглядные средства, учебно-лабораторное оборудование, технические средства)  
  Функции - Информационные - Адаптивные - Компенсаторные - Управленческая - Интегративная - Интерактивная - Мотивационная   Факторы выбора - Дидактические цели - Содержание учебного материала - Методы и формы обучения - Материальное оснащение кабинетов - Подготовленность учителя - Возраст и подготовленность учащихся
           
Дидактические требования
- Соответствие целям - Соответствие дидактическим принципам - Соответствие формам и методам - Соответствие психофизиологическим закономерностям - Согласованность с учебными программами

Таким образом, в дидактике нет единого подхода к раскрытию объема и содержания понятия «средства обучения». Мы под средствами обучения будем понимать “материальные объекты, носители учебной информации и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком и используемые педагогами и учащимися в учебно-воспитательном процессе в качестве инструмента их деятельности” (Назарова Т.С., Полат Е.С.).

    Средства обучения    
   
Материальные   Логические
объекты   регулятивы
           
- учебное оборудова- - учебники и учебно- - теоретический уро-
ние; методические посо- вень: подходы, прин-
- инструменты, при- бия; ципы, правила, мето-
боры; - дидактический ма- ды, методики обуче-
- демонстрационное териал: карточки- ния;
оборудование; задания, инструкци- - эмпирический уро-
- технические средства онные карты, опорные вень: действия, операции
ва обучения, включая конспекты, рабочие рации, приемы обу-
информационно- тетради т.д.; чающей деятельно-
вычислительную тех- - изобразительные сти
нику (ИВТ) пособия: плакаты,  
  планшеты, схемы,  
  диаграммы и т.д.  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: