Цель курса «Педагогическая риторика» – формирование на основе языковой компетенции, понимаемой как знание языковых единиц, правил их функционирования в речи и умения пользования ими в речевой деятельности, умения коммуникативно целесообразного применения ее в повседневной практике учебной деятельности.
Задачи курса:
- раскрыть языковые, логические, психолого-педагогические, физиологические основы риторики;
- изучить педагогические приемы ораторского мастерства;
- усвоить приемы совершенчствования техники речи;
- сформировать навыки подготовки к публичному выступлению, самого выступления и анализа выступления;
- научить применять различные методы обучения ораторскому мастерству учащихся начальных классов.
Методология обучения:
Учебная дисциплина носит теоретико-пркладной характер, поэтому реализуется на лекционных, семинарских занятиях и при выполнении индивидуальной самостоятельной работы студентами.
На лекционных занятиях сообщаются фундаментальные теоретические положения об основах ораторского мастерства, оформившиеся на протяжении длительного пути развития и совершенствования, выделяется три блока сведений: 1.лингвокультурологические, связанные с выбором средств воздействия словом; 2. технические, обусловленные фонетико-орфоэпическим характером; 3. психолого-педагогические, призванные осуществлять прагматический и методический стороны красноречия.
|
|
На семинарских занятиях проектируются и апробируются тексты с коммуникативно-ситуативным заданием.
Самостоятельно студенты изучают учебно-методическую литературу, конспектируют, составляют тезисы, рефераты.
Неделя 1
Кредит час 1
Лекция 1
Тема: Риторика как наука и учебная дисциплина.
Содержание лекции:
Красноречие, ораторское искусство, риторика, теория убеждающей коммуникации – как этапы развития науки о речи.
Риторический канон. Понятие риторического идеала.
Рекомендуемая литература:
1.Александров Д.Н. Риторика. – М., 1999.
2.Андреев В.И. Деловая риторика. – Казань, 1993.
3.Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 1994.
4.Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. – М., 1998.
5.Клюев Е.В. Риторика. – М., 1999.
Содержание СРСП Риторика как наука и учебная дисциплина.
Содержание СРС. Риторика и демократия.
Кредит час 2
Практическое занятие 1
Тема: Риторика как наука и учебная дисциплина.
Содержание практического занятия:
Красноречие, ораторское искусство, риторика, теория убеждающей коммуникации – как этапы развития науки о речи.