С 1940-х и до середины 1980-х годов в Советском Союзе было произведено более 40 тыс. т. отравляющих веществ, (эти запасы химического оружия способны 1000 раз уничтожить всю жизнь на планете) в том числе фосфорорганических - 32,3 тыс. т., люизита, иприта и их смесей - 7,2 тыс. т.
В США было произведено 29 тыс. т. отравляющих веществ, в т.ч. - фосфорорганических - 10,5 тыс. т., иприта 15,8 тыс. т.
В 1969 году США официально заявляют о прекращении производства химического оружия. Советский Союз сделал этот шаг в 1987 году. О не обладании химическим оружием официально заявили Великобритания, Франция, Италия, Япония и ряд других стран.
К началу 1990-х годов основная часть химических боеприпасов России, и особенно крупнотоннажные емкости с отравляющими веществами, выработали сроки исправного технического состояния и гарантийного хранения.
Если не приступить к немедленному уничтожению отравляющих веществ, то к 2010г. общее количество аварийных боеприпасов составит 50% от всех запасов. К тому же на сегодняшний день 60% запасов химического оружия находится в аварийных хранилищах. Чтобы не допустить "химического Чернобыля", необходима в срочном порядке реконструкция, или хотя бы капитальный ремонт объектов хранения отравляющих веществ.
Есть у нас немалые запасы ядовитых веществ и хозяйственного назначения, которые тоже необходимо утилизировать. Необходимость уничтожения ядовитых веществ особенно ярко проявилась, когда однажды около тысячи тонн пестицидов, хранившихся в г. Аткарске, едва не смыла местная речка Медведица. Если бы эти ядовитые вещества попали в нее, а затем в Дон - не миновать бы экологической катастрофы.
Наблюдались несильные выбросы химических веществ в других странах мира: в США в штате Юта на складе химического оружия в городке Туэль, а 3 августа 2008г. в районе г. Познань в Польше горел склад бытовой химии.
В связи со сложившимися обстоятельствами в 1992г. Россия официально сняла с себя оговорки в отношении Женевского протокола, в том числе и о возможном ответном использовании химического оружия, а 13 января 1993г. подписала Парижскую конвенцию. Данная «Конвенция о полном запрещении разработки, производства, накопления, применения химического оружия и его уничтожении», ратифицированная Российской Федерацией 5 ноября 1997г., обязала государство:
1) никогда, ни при каких обстоятельствах:
а) не разрабатывать, не производить, не приобретать иным способом, не накапливать или не сохранять химического оружия;
б) не применять химического оружия;
в) не проводить любых военных приготовлений к применению химического оружия;
г) не помогать, не поощрять или не побуждать каким - либо образом кого бы то ни было к любой деятельности, запрещенной государству - участнику по этой конвенции.
2) до 2012 г. полностью уничтожить накопленное в стране в XX в. химическое оружие. Уничтожению также подлежат и объекты по производству химического оружия.
Кроме того, каждое государство – участник конвенции обязуется не использовать химические средства для борьбы с внутренними беспорядками в качестве средств ведения войны.
В итоге, к концу XX - началу XXI века в проблему государственного масштаба выросли вопросы хранения и уничтожения отравляющих веществ как мирного, так и военного предназначения.
Проблема хранения химического оружия в Российской Федерации определяется прежде всего наличием его больших запасов различных годов изготовления, хранящихся в семи арсеналах.
Для решения проблемы хранения отравляющих веществ необходима большая работа ряду направлений.
Во-первых. После истечения гарантийных сроков хранения требуется обследование технического состояния боезапасов и определение возможности их дальнейшего безопасного хранения. А в случае отрицательных результатов обследования возникает необходимость либо разместить отравляющие вещества в новых боеприпасах, либо утилизировать их.
В России запасы отравляющих веществ располагаются либо в боеприпасах (авиационных бомбах, боевых частях ракет, снарядах), либо в крупнотоннажных емкостях (бочках по 100, 250 л и цистернах по 38 и 50 куб. м). Как уже упоминалось, основная часть химических боеприпасов России, и особенно крупнотоннажные емкости с отравляющими веществами, выработали сроки технического состояния и гарантийного хранения. Но именно в этих емкостях хранятся стойкие отравляющие вещества кожно-нарывного действия.
Во-вторых. Так как 60% запасов химического оружия находится в аварийных хранилищах, то необходима реконструкция, или хотя бы капитальный ремонт объектов хранения отравляющих веществ. При этом необходимо создавать или ремонтировать все системы жизнеобеспечения: теплом, электроэнергией, водой и другими коммунальными услугами.
Реконструкция или капитальный ремонт требуют системы обеспечения безопасности хранения химического оружия, позволяющие даже при складывающихся нештатных ситуациях сохранить жизнь и здоровье людей и предотвратить отрицательное воздействие отравляющих веществ на природу.
Таким образом, предотвращение выбросов отравляющих веществ и исключение их отрицательного воздействия на экологию является третьим направлением, по которому необходимо проводить большую работа.
В свое время проводились работы по созданию бинарных отравляющих веществ, которые образуются из двух малотоксичных компонентов. Хранение этих компонентов отдельно друг от друга представляет меньшую экологическую опасность, но создает дополнительные технические и организационные трудности использования данных компонентов как оружия. А хранение данных компонентов на одной базе снижает экологическую опасность незначительно.
В настоящее время в связи с возможными аварийными ситуациями на объектах хранения химического оружия - силы и средства, выделенные для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находятся в пятиминутной готовности.
В-четвертых, сложившаяся в мире обстановка требует усиления охраны и обороны объектов хранения химического оружия.
Чтобы исключить возможность террористических актов - усиливаются караулы, увеличивается численность личного состава, работающего на объектах. Проводятся занятия по поддержанию постоянной готовности формирований охраны к выполнению своих задач. Постоянно проверяются и приводятся в готовность инженерное оборудование постов и периметров ограждений воинских частей.
Уничтожение химического оружия в РФ также связана с большими трудностями.
Во-первых, большое количествоотравляющих веществ различных годов изготовления и угроза выбросов их в окружающую среду ставят проблему сокращения сроков утилизации химического оружия.
Во-вторых, сложность представляет сама технология утилизации отходов.
Согласно конвенции о полном запрещении разработки, производства, накопления, применения химического оружия и его уничтожении, каждое государство определяет, каким способом оно будет уничтожать свое химического оружия, однако для этого не может быть использовано затопление в водоемах, захоронение в земле или сжигание на открытом воздухе.
Процесс уничтожения химического оружия содержит несколько основных стадий. К ним относятся: транспортирование отравляющих веществ к месту уничтожения, расснаряжение боеприпасов (емкостей) и детоксикация отравляющих веществ, транспортировка и уничтожение полученных малотоксичных масс, захоронение твердых отходов.
Начиная с 1993 г., для разработки безопасной технологии уничтожения химического оружия, сначала в Минобороны, затем в Российском агентстве по боеприпасам проводились научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Закупка научно-технической продукции для нужд федеральной программы уничтожения химического оружия осуществляется через проведение открытых (в исключительных случаях закрытых) всероссийских конкурсов.
Наряду с обычными химическими боеприпасами в арсеналах Министерства обороны Российской Федерации хранятся боеприпасы сложной конструкции, которые перед уничтожением требуют разборки в специализированных заводских условиях. Для уничтожения или утилизации составных частей таких боеприпасов необходима разработка промышленных технологий, проектирование и изготовление специальной оснастки и создание соответствующих производственных мощностей в составе объектов по уничтожению химического оружия.
К настоящему времени утверждены технологии уничтожения как кожно-нарывных отравляющих веществ, так и фосфорорганических. Однако остается открытым вопрос утилизации отходов, образующихся при уничтожении отравляющих веществ.
При уничтожении фосфорорганических отравляющих веществ отработана двух стадийная технология. На первой стадии осуществляется химическая реакция (щелочной гидролиз, окислительные реакции, хлорирование и др.), в результате которой образуются малотоксичные массы. На второй - проводится термическая дегазация корпусов боеприпасов и уничтожение малотоксичных масс.
Уничтожение малотоксичных масс также имеет два варианта. Первый - сжигание с последующим, захоронением твердых отходов на специальных полигонах.
Второй - превращение в битумно-солевые массы (БСМ) и захоронение (или хранение) на специальных полигонах (хранилищах). Согласно последней технологии из одной тонны уничтоженного отравляющего вещества получается 3-4 тонны БСМ. Таким образом, из 40 тыс. тонн уничтожаемого отравляющих веществ Россия получит 120-160 тыс. тонн БСМ, что значительно осложняет задачу захоронения твердых отходов.
Корпуса химических боеприпасов после их термической дегазации подлежат переплавке в металл.
Отработана также одностадийная технология, основанная на термическом разложении отравляющих веществ боеприпасов малого калибра без их предварительного вскрытия, что исключает наличие продуктов химических реакций.
Большое внимание уделяется технологии утилизации люизита. Целесообразность такого подхода обусловлена присутствием в нем мышьяка (до 30-36% по массе), что позволяет рассматривать данное вещество как источник металлического мышьяка и его соединений высокой чистоты для нужд различных отраслей промышленности, прежде всего радиоэлектронной. Исследуется технология, включающая щелочной гидролиз люизита с послед, электролизом полученной массы. Этот способ имеет замкнутый цикл по водным средам и осуществляется без образования твердых и жидких отходов. Рассматривается также метод утилизации люизита путем его восстановления водородом с получением металлического мышьяка (в одну стадию). Разработана и апробирована технология уничтожения люизита путем его взаимодействия с серой с образованием нерастворимых масс, подлежащих захоронению на специальных полигонах.
В третьих, - обеспечение безопасности окружающей среды и человека при уничтожения химического оружия. Уничтожение должно осуществляться на специальных объектах, которые в связи с возможным вредным воздействием на природу и человека относятся к особо опасным.
Первоначально предполагалось вблизи каждого арсенала хранения химического оружия построить объект по его уничтожению, т.е. 7 объектов. Однако под давлением стран, оказывающих финансовую помощь РФ, и прежде всего США, пришлось согласиться всего на 3 объекта уничтожения: в п. Горный (Саратовская область), п. Кизнер (Удмуртия), и п. Щучье (Челябинская область). Между тем даже железнодорожные перевозки химического оружия (не говоря об автомобильных) с остальных четырех арсеналов на эти объекты дороже по сравнению с их строительством.
В России практически отсутствуют нормативные требования к выбору места размещения таких объектов, учитывающие не только технические, но и социально-психологические аспекты этой проблемы.
Удаление особо опасных химических предприятий по уничтожению химического оружия от населенных пунктов и др. объектов может быть оценено радиусами экологической и аварийной безопасности.
Первый характеризует такое удаление от объекта, за пределами которого на население и окружающую среду не оказывается никакого отрицательного, влияния при штатном функционировании объекта (это удаление должно коррелировать с размерами санитарно-защитной зоны).
Радиус аварийной безопасности - удаление от объекта, за пределами которого в случае аварии (например, целенаправленной диверсии) на окружающее население и природную среду не оказывается никакого отрицательного воздействия и не требуется никаких мероприятий, связанных с ликвидацией последствий этой аварии.
Анализ опыта создания объектов, близких по опасности к объектам уничтожения химического оружия, показал, что наряду с радиусами экологической и аварийной безопасности необходимо также учитывать радиус так называемой психологической безопасности. Она характеризует удаление от потенциально опасного объекта, за пределами которого население не связывает состояние своего здоровья, свою безопасность и экологическую чистоту района с функционированием данного объекта. Этот радиус обычно больше радиуса аварийной безопасности. Полагают, что объекты по уничтожению химического оружия должны быть удалены от населенных пунктов на 25-175 км.
Таким образом, химическое оружие представляет опасность не только при его применении, но и при длительном хранении, транспортировке и других случаях, особенно, если по каким-либо причинам нарушаются требования безопасности по работе с боевыми отравляющими веществами. А в настоящее время важной проблемой, как хранения, так и уничтожения запасов отравляющих веществ, является также финансовое обеспечение этих мероприятий. Причем, из всех полученных средств около половины необходимо выделять на безопасное хранение химического оружия.