Комментарий. В переживании Марии очень ясно можно различить характерные переживания всего родового процесса: БПМ-1 - «блаженное порхание в прекрасной стране»

В переживании Марии очень ясно можно различить характерные переживания всего родового процесса: БПМ-1 - «блаженное порхание в прекрасной стране», БПМ-2 - нарастание удушья и жара, на эмоциональном уровне - ужаса и потерю надежды, трагическое ощущение себя жертвой происходящего, поглощение «ужасным пауком». БПМ-3 - участие в сценах войн и насилия, сцены секса, которые можно определить как трагикомические; переход из 3 в БПМ-4 - смерть, ощущение падения, образ птицы, и, наконец, БПМ-4 - возвышенные переживания космической колыбели, царства Любви, прекращение боли и страданий. Интересно, что трансперсональная окраска переживания - сюжет «путешествия с планеты на планету» - становится общим фоном, который объединяет, интегрирует перинатальный процесс в единый сюжет. Это ярко отражено в мандале, которую нарисовала Мария после сеанса холотропной терапии.

Переживания, лежащие за пределами личного опыта, называются трансперсональными (заличностными). Как и остальные типы пережи­ваний, они имеют эстетическую окраску, которая связана со сложившейся эсте­тической системой мировосприятия индивида. Например, переживание отож­дествления индивида с кучей навоза для одного - омерзительная картина, вызывающая целую гамму отрицательных ощущений и воспоминаний, для дру­гого - неотъемлемая, прекрасная часть целостного мира, дающая жизнь различным насекомым и прочим сущест­вам. Это микрокосмос, живущий в гармонии со всей вселенной, это конец чего-то старого и начало нового.

Трансперсональные переживания в пределах "объективной реальности" могут представляться в виде временного расширения сознания до уровней эмбриональных, наследственных, коллективных, эволюционных и реинкарнационных переживаний. Пространственное расширение сознания характеризу­ется отождествлением с любыми объектами, единением с вселенной, вне-телесными переживаниями, связанными с ясновидением, путешествием в пространствах, телепатией. Расширение переживаний за пределы "объек­тивной реальности" представляется в виде спиритических и медиумических переживаний, ощущениями встреч с духовными сущностями, божествами и переживания встреч с обитателями других миров. Это интуитивное понима­ние метафор, сути художественных произведений, универсальных символов и расширенное понимание связанного текста. Часто возникает ощущение сознания вселенского Ума и Пустоты, возможна активизация чакр и подъем Кундалини. Можно предположить, что расширение сознания и обострение интуиции в трансперсональном опыте связано с формированием у человека эстетического чувства, вкуса и идеала.

Чтобы понять ценность эстетической стороны всех типов пережива­ний, необходимо понимание идеи моделирования реальности в расширенном состоянии сознания. Это в свою очередь ведет к составлению "картогра­фии" внутреннего пространства и целостному видению результата эмпири­ческого самоисследования, который должен быть интегрирован с частями внутреннего мира индивида. Техники работы в ИСС, применяемые в трансперсональной психологии, дают возможность человеку увидеть мир и себя в этом мире с другой стороны, изменить "точку сбор­ки" восприятия. Человек получает возможность поднять бессознательный материал и пересмотреть взгляды на поступающую извне информацию. Это происходит за счет биохимических процессов в организме и собственно в мозге, вследствие использования формата психотренинга. Мир остается тот же, но восприятие его меняется. Человек входит в холотропное состоя­ние сознания, он проживает актуальный для него материал в психотропном процессе. Еще Ницше и Бхагован Шри Раджниш говорили о том, что ценится опыт проживания. Именно Холотропное состояние, дает возможность ощутить на всех уровнях переживаний и осознания, что человек - микрокосм, от­ражающий тотальность и гармоничность бытия. Только проживание холотропного состояния может дать целостное ощущение мира, где часть отражает целое и любой процесс может стать моделью другого процесса. В хилотропном - обыден­ном состоянии сознания мы можем только строить "ментальные умозаключе­ния", использовать только знания и интеллект, размышлять о чем-либо. Периодически работая в ИСС, человек может составить осознанную кар­тографию внутреннего пространства путем сопоставления поднимаемых об­разов и переживаний с аналогичными по внутренней причинно-следственной и смысловой связи проявлениями бытия. В ИСС материал представляется в символическом виде, и эта символика может быть архетипична и индиви­дуальна. Анализ абстрактного и эстетического материала, поднимаемого в ИСС, с позиции общепринятых на данный момент эстетических ценнос­тей, дает возможность диагностировать холонавта и выделять спектр его личностных проблем. Случайность появления абстрактных эстетических пе­реживаний можно считать неосознанной закономерностью, которой Гроф не предавал особого психотерапевтического и исследовательского значения. Результаты работы с другими психотехниками, отличными от холотропного дыхания и LSD терапии, дают основание считать, что эти переживания не­сут массу информации о динамике формирования личности индивида. Каждый образ - идентификатор мыслеформы, обладающий эстетической составляющей и имеющей значение в жизни. Это зна­чение и связь с другими проявлениями внутреннего мира можно установить эмпирическим путем накопления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: