Общая характеристика системы права

Любое право представляет собой не просто механическую, хаотическую совокупность правовых норм, а определенную, внутренне согласованную систему. У нее определенны понятийный фонд; она соединяет нормы в отдельные группы; используя определенные способы создания и толкования норм; она связана с определенной концепцией социального строя, и от этой концепции зависит, как применяется и вообще функционирует право.

Под системой права в теории государства и права понимается исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых отношений. Ее первичным элементом является правовое предписание - норма права. Целостное множество норм права, взаимодействие между ними порождают новые качества, не присущие ее отдельным частям.

Всякая система предполагает два основных компонента, во-первых, структуру - обособление и «набор» относительно самостоятельных элементов в рамках какого-то единого, более общего целого (процесса, явления) и, во-вторых, взаимодействие элементов структуры.

Структура - это устойчивое единство элементов, закон связи элементов, выражающий упорядоченность, устойчивость отношений; она обеспечивает сохранение целостности, единства явления как системы, образуя ее каркас. При этом единство элементов предполагает их взаимодействие между собой, что является способом существования системы. Благодаря взаимодействию каждый элемент приобретает своеобразные качества, присущие системе в целом. Его существование вне системы невозможно.

Рассмотрим основания и принципы построения системы права.

В основу подразделения права на отдельные части был положен материальный критерий - характер общественных отношений, лежащий в основе правового регулирования. Деление системы права на отдельные части зависит от того, какую область общественных отношений регулируют те или иные нормы, то есть критерием выделения отраслей в системе права становится предмет правового регулирования.

Отдельные части систем права, разграниченные по предмету правового регулирования, называется отраслями права, под ними понимается совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

Если нормативное предписание есть исходный элемент, основная клеточка права, правовой материал в целом, то правовой институт представляет собой основной элемент отрасли права, первичное, самостоятельное структурное подразделение отрасли по их юридическому предписанию.

Правовые институты могут объединяться в подотрасли права, для которых характерна высокая степень специализации входящих в них норм.

Таким образом, из общего понимания систем права можно сделать следующие выводы:

1) Система права включает строение права, совокупность отраслей, институтов и норм, а также их генетическое развитие.

2) В системе права отражается единство объективных и субъективных факторов. Она объективна по своей природе. Ее строение - это результат объективных факторов общественного развития, влияние которых объективизируется в общественном сознании. Система права субъективна по механизму своего становления и развития.

3) Система права - это и объединение отраслей, подразделение на отрасли права, то есть единство разделения и обособления норм права.

Способы классификации правовых систем

В настоящее время существует несколько правовых систем. Различие между правом разных стран значительно уменьшается, если исходить не из содержания их конкретных норм, а из более постоянных элементов, используемых для создания, толкования и оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразными, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж много. Поэтому возможна группировка правовых систем в семьи. Однако единое мнение о том, по какому основанию должна быть проведена группировка правовых систем, отсутствует. Поэтому лишь подчеркнем существенные признаки, которые позволяют выделить в современном мире три главные группы правовых систем: Романо-германская правовая семья; Семья общего права; Семья социалистического права.

Кратко охарактеризуем эти правовые семьи.

1. Романо-германская правовая семья. Эта семья включает страны, в которых юридическая наука сложилась на основе римского права. Здесь на первый план выдвинуты нормы права, которые рассматриваются как нормы поведения, отвечающие требованиям справедливости и морали. В силу экономических причин право выступает здесь, прежде всего как средство регулирования отношений между гражданами; другие отрасли права были разработаны гораздо позднее и менее совершенны по сравнению с гражданским правом, которое остается основой юридической науки.

2. Семья общего права (common law). Эта правовая семья включает право Англии и стран, последовавших образцу английского права. Общее право было создано судьями, разрешавшими споры между отдельными лицами. Норма общего права менее абстрактна, чем норма Романо-германской правовой семьи, и направлена на то, чтобы разрешить конкретную проблему, а не сформулировать общее правило поведения на будущее.

3. Семья социалистического права. Правовые системы стран, входящих в социалистический лагерь, ранее принадлежали к Романо-германской правовой семье и сохранили ряд черт, присущие ей. Норма права там всегда рассматривается как общая норма поведения; сохранились в значительной степени и система права, и терминология юридической науки. Однако существуют черты, присущие только социалистической правовой семье. Руководители социалистических стран видели цель в создании общества нового типа, в котором не будет государства и права. Поэтому единственным источником социалистического права является революционное творчество законодателя, которое выражает волю народа, руководимого коммунистической партией.

Три рассмотренные правовые системы являются, несомненно, основными в современном мире. Нет ни одной правовой системы, которая не позаимствовала бы те или иные элементы у одной из этих семей. Однако не следует думать, что незападные страны, признавая техническое превосходство запада, будут безоговорочно присоединяться к западной цивилизации в целом. Они в значительной мере остаются преданными взглядам, в которых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять ту же роль, что и в западных странах.

Принципы, которыми руководствуются незападные страны, бывают двух видов. Одни признают большую ценность права, но само право понимают иначе, чем на Западе (страны мусульманского, индусского и иудейского права). Другие отбрасывают саму идею права и считают, что обязательственные отношения должны регламентироваться иным путем (страны Дальнего Востока, Черной Африки и Мадагаскара).

1) Мусульманское, иудейское и индусское право. В мусульманских странах внимание сконцентрировано на идеальной системе - мусульманском праве, связанном с религией ислама. Местные обычаи рассматриваются при этом как чисто фактическое явление, а законы и ордонансы властей - как управленческие меры временного или местного значения, которые не всегда в полной мере могут именоваться правом. Примерно то же самое можно сказать об иудейском праве. И в Индии тщательно различают три вида шастр.

2) Дальний Восток. На Дальнем Востоке право не просто далеко от того, чтобы быть фактором порядка и символом справедливости; оно - орудие произвола, фактор, нарушающий нормальный порядок вещей. Добропорядочный гражданин не обязан уважать право и даже думать о нем; его образ жизни должен исключать любые правовые притязания и всякое обращение к правосудию. В своем поведении человек должен руководствоваться не юридическими мотивами, а стремлением к гармонии и миру.

3) Черная Африка и Мадагаскар. Некоторые постулаты права Древнего Востока могут распространяться и на эти страны. В условиях, где индивидуализм занимает так мало места и на первый план выдвинуто единство общественной группы, основное - это сохранение и восстановление гармонии, а не уважение к праву. Большинство населения продолжают жить в соответствии с традициями, не обращая внимание на искусственные своды правовых норм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: