Мусульманское право. Мусульманское право не является самостоятельной отраслью науки

Мусульманское право не является самостоятельной отраслью науки. Оно лишь одна из сторон религии ислама.

Структура права.

Наука мусульманского права, или, точнее, доктринальное изложение мусульманских законов (фикх), имеет два раздела. Она изучает «корни» и объясняет, каким образом, исходя из каких источников, возник комплекс правил, составляющих шариат (то, что называют мусульманским правом), божественный закон. Кроме того, она изучает «содержание», то есть решения, которые содержат нормы материального мусульманского права.

Источники права.

Мусульманское право имеет четыре источника права. Это прежде всего Коран - священная книга ислама; затем Сунна, или традиции, связанные с посланцем бога; в-третьих, иджма, или единое соглашение мусульманского общества; в-четвертых, кияс, или суждение по аналогии.

Коран и Сунна. Основой мусульманского права является священная книга ислама - Коран, состоящий из высказываний Аллаха последнего из его пророков и посланцев Магомету. Юридические положения Корана находятся в определенном количестве его строф. Мусульманские авторы различают строфы, которые устанавливают личный статус (70 строф), строфы, касающиеся «гражданского права» (70), строфы уголовно-правового характера (30), строфы, регламентирующие судебную процедуру (13), «конституционные» строфы (10), строфы, касающиеся экономики и финансов (10), и строфы, относящиеся к «международному праву» (25).

Сунна рассказывает о бытии и поведении пророка, примером которого должны руководствоваться верующие. Сунна - это сборник адатов, то есть традиций, касающихся действий и высказываний Магомета. Адаты разделяют на аутентичные, хорошие и слабые. Только аутентичные адаты могут служить основой для выработки правовых норм. Рассматриваемая как вторичный источник права после Корана, Сунна послужила восприятию норм обычного права, предшествовавших появлению ислама.

Иджма. Отвергаемая некоторыми шиитами, иджма считается третьим источником мусульманского права. Иджма используется для углубления и развития легального толкования божественных источников. Только будучи записанными в иджму, нормы права независимо от их происхождения подлежат применению.

Рассуждение по аналогии (кияс). Обязанные толковать закон мусульманские юристы призывают на помощь рассуждение (кияс). Таким путем они могли «сочетать откровение с разумом человека». Кияс становится легитимным только благодаря Корану и Сунне. Рассуждение по аналогии можно рассматривать только как способ толкования и применения права: мусульманское право основано на принципе авторитета. Допуская рассуждение по аналогии, создали возможность рационального толкования; но таким образом нельзя создать фундаментальные нормы, сравнимые по своей природе с системой традиционных норм, созданной в X в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: