строи. Желательно развивать эстетические увлечения (поощрять, интересоваться, предлагать выступить перед классом, группой). Обратить внимание на выработку волевых качеств (настойчивости, уровня притязаний).
Тип № 18 Э: 4-8; Н: 16-20
Характерологические Эмпатичный. Очень жалостливый,
проявления склонный поддерживать слабых, пред-
почитает интимно-дружеские контакты Настроение чаще спокойно-пониженное. Скромный. Застенчивый. Неуверен в себе. Созерцатель. Легко становится настороженным и подозрительным в неблагоприятных условиях.
Пути коррекции Рекомендуется наладить щадяще-раз-
вивающий режим. Контролировать
исподволь, относиться спокойно, доброжелательно. Помогать в трудных ситуациях, какими в данном случае являются достижение цели, формирование активной позиции, налаживание контактов (со сверстниками и взрослыми) Исключить публичное обсуждение, если возможны негативные оценки.
Тип № 19 Э: 4-8; Н: 4-8
Характерологические Спокойный тип. Молчаливый, рас-
проявления судительный. Замедленно-деятельный,
очень последовательный, самостоятельный, независимый, кропотливый. Беспристрастный, скромный, низко-эмоциональный. Иногда отвлечен от реальности.
Пути коррекции У подростков данного типа надо по-
стараться повысить самооценку, развить систему притязаний, раскрыть склонности и способности подростка. Заинтересовать чем-то можно, дав какую-то работу
с высокой личной ответственностью (по типу деятельность должна быть больше связана с бумагами, чем с людьми). Подростки такого типа нуждаются в советах по разным вопросам, но выраженных в деликатной форме.
Тип № 20 Э: 16-20; Н: 16-20
Характерологические Очень демонстративен, не умеет со-
проявления переживать. Эмоционально беден.
Любит противопоставлять себя коллективу. Очень напорист в достижении значимых для себя ценностей. Престижен. Часто фальшив. Практичен.
„ Режим взаимодействия мягкий, терпи-
Пути коррекции F
мыи, чтобы не обострять негативные
качества. Вовлечь в спортивные или технические занятия, чтобы подростки могли перевести энергетику в позитивное русло, а потребность в борьбе за первенство — в приемлемую форму. Желательно эстетическое воспитание. Вовлекать в позитивные социальные группы с сильным влиятельным лидером.