Методика диагностики родительского отношения А. Я. Варга и В. В. Столина

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представ­ляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

20 Практическая психология 609


Родительское отношение понимается как система раз­нообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

СТРУКТУРА ОПРОСНИКА

Опросник состоит из 5 шкал.

1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает интеграль­
ное эмоциональное отношение к ребенку. Содержащие одного
полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он
есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизи­
рует ему. Родитель стремится проводить много времени вмес­
те с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом
полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим,
неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок
не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, не­
большого ума, дурных наклонностей. По большей части роди­
тель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду.
Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. «Кооперация» — социально желательный образ роди­
тельского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается
так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, стара­
ется во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель
высоко оценивает интеллектуальные и творческие способнос­
ти ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощря­
ет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с
ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать
на его точку зрения в спорных вопросах.

3. «Симбиоз» — шкала отражает межличностную дис­
танцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой
шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотичес-
ким отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция
описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым
целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, ог­
радить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель
постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется
маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается,
когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоя-


тельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4. «Авторитарная гиперсоциализация» — отражает
форму и направление контроля за поведением ребенка. При
высоком балле по этой шкале в родительском отношении
данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм.
Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и
дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою
волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За про­
явления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель при­
стально следит за социальными достижениями ребенка, его
индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чув­
ствами.

5. «Маленький неудачник» — отражает особенности
восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких
значениях по этой шкале в родительском отношении данного
родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка,
приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ро­
дитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным
возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка
кажутся родителю детскими, несерьезными Ребенок представ­
ляется не приспособленным, не успешным, открытым для дур­
ных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует
на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель
старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго
контролировать его действия.

Ключи к Опроснику

1. Принятие-отвержение: 3,4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20,24, 26,
27, 29, 37, 38, 39,40, 42,43,44,45,46,47,49, 52,53, 55, 56, 60.

2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9 21, 25,
31,34,35,36.

3. Симбиоз: 1,5,7,28,32,41,58.

4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учиты­вается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответ­ствующим шкалам интерпретируется как:


— отвержение,

— социальная желательность,

— симбиоз,

— гиперсоциализация,

— инфантилизация (инвалидизация). Тестовые нормы про­
водятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых бал­
лов по соответствующим шкалам = 160


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: