Эпигенетическая теория развития Э. Эриксон

Основной вклад изучения личности заключается в том, что на ряду с фрейдовскими стадиями психосексуального развития эриксон показал, что чел-к одновременно с этим проходит стадии психосоциального развития истадию развития «эго». Доказал, что развитие продолжается всю жизнь и каждая стадия развития может иметь как положительный так и отрицательный. В основе его работ лежит теория циклов чел-кой жизни. Модель, которой интегрирует рост и развитие чел-ка от рождения и преклонного возраста. Свою модель стадий ч-ого развития Эриксон эпигенетической. Понятие эпигенез подразумевает, что каждый элемент развивается над отдельными частями, по мнению эриксона рост личности похож на развитие эмбриона, а именно возникновение каждой последующей стадии определяется развитием предыдущей. Каждая стадия характеризуется кризисами, которой должен разрешится, чтобы че-ек перешёл к следующей стадии. Успешное разрешение кризиса каждой стадии способствует развитию определёной психосоциальной силы и навыков. Выход из кризиса по каждой стадии может быть как положительный так и отрицательный, в том случае когда чел-к преодолевает обстоятельства, борется с собой, формируется его идентичность. По эриксону идентичность- чуство самотождествености собственной интености, полноцености, сопричасности миру и другим людям. Идентичность -чувство владения собственным я. Эгоидентичность- является условием психологического здоровья чел-ка. Расцвет личности по мнению эриксона зависит от того как чел-к справится с каждой из психосоциальных кризисов, через которые он проходит в своей жизни.

Стадии развития личности по Эриксону:

Младенчество от 0 до 1 года- формируется базовое доверие к мир, в случае отрицательного выхода из кризиса базовое недоверие к миру к людям.

2.Ранний в-ст от 1г до 3 лет- при положительном выходе из кризиса автономность, при отриц-м сомнения и стыд. Задачи: борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях, за свою независимость и самостоятельность.

Дошкольный воз-т от 3лет до 6-7лет- при положительно-инициативность, при отриц-м чувство вины. Задачи- развитие активной инициативы и в тоже время переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания.

4.Школьный от6-7 до 11-12лет- при положительном выходе формируется компитентность собсьвенной значимости, при отриц-м неполноценность. Задачи: формирование трудолюбия и умение обращается с орудием труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и безполезности. 5.Подроток от 11-12 лет до 18 лет: при положительном выходе идентичности, при отриц-м дифузия идентичности. На этой стадии начинается задача первого цельного осознания себя и своего места в мире,отрицательный полюс решения этой задачи это неуверенность в понимании кто я такой

6. Молодость от 18 до 35 при положительном интимность при отриц-м изоляция. Задача: поиск спутника жизни и устоновление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночиства.

7.Зрелый возраст от 35 до 65 лет приположительном формируется творчески при отриц-м отстой. Задача: полностью реализовать способности и возможности. Поздняя зрелость от 65 до……… при полож-м выходе эгоцентричен, при отриц-м выходе разочирование в жизни


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: