Переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов – они начинают выступать для ребенка не просто как объекты,удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. Функции предметов не могут быть выявлены путем простого манипулирования, их раскрывает ребенку взрослый.
На первых ступенях развития предметной деятельности действие и предмет очень жестко связаны между собой:
ребенок способен выполнить усвоенное действие лишь с тем предметом, который для этого предназначен. Только
постепенно происходит отделение действия от предмета,в результате которого дети раннего возраста приобретают
возможность выполнить действие и с не соответствующими ему предметами или использовать предмет не по прямому назначению.
Д. Б. Эльконин рассматривал развитие предметного действия в раннем детстве по двум основным направлениям:
1) развитие действия от совместного с взрослым до самостоятельного исполнения;
Развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления действия.
Линия развития ориентации в системе свойств объекта и действий с ними проходит ряд этапов. Общение в этом возрасте становится формой организации
предметной деятельности. Оно перестает быть деятельностью в собственном смысле слова, так как мотив перемещается от взрослого на общественный предмет. Общение выступает здесь как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. Несмотря на то что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым. Общение, связанное
с предметными действиями, не может быть только эмоциональным. Оно должно стать опосредованным словом,имеющим предметную отнесенность.По Д. Б. Эльконину, развитие ребенка в раннем детстве имплицитно содержит в себе распад этой ситуации. Совместное действие уже потому, что оно предметно, содержит в себе свою гибель.






