Происхождение сознания человека

Сознание как высшая форма отражения действительности возникает на самой высокой ступени развития материи и свойственно только человеку.

История развития человека – это качественно новый этап, коренным образом отличающийся от предшествующего периода аналогичного развития животного мира. От животного существования человек переходит к общественно‑трудовой деятельности, то есть превращается из животного в человека. В результате этого перехода появляется новая форма психики – сознание.

Решающим условием в превращении животного в человека явился труд.

Прежде всего труд и отличает человека от животного. В то время как животное пассивно приспосабливается к внешним условиям, потребляя лишь то, что отпускает ему природа, человек сам в процессе трудовой деятельности активно и планомерно воздействует на природу, изменяет ее, приспосабливая для своих нужд и потребностей. Одновременно в процессе труда изменяется и физическая и духовная природа человека. В процессе труда развивались и совершенствовались физические и психические способности первобытного человека, его мозг и органы чувств.

Закрепленное в процессе эволюции у предка человека вертикальное положение тела дало ему возможность освободить руки. В результате рука стала развиваться как орган трудовых действий, как орган, выполняющий познавательную функцию предметов путем ощупывания, осязания. Постепенно человек научился изготовлять орудия производства, которые дополняли усилия его руки и способствовали дальнейшему совершенствованию ее трудовых функций. Так, продолжением, дополнением кулака начал служить обработанный камень, продолжением вытянутой руки явилась палка, затем топор, лопата.

В процессе выполнения трудовых действий развивалась рука. Она становилась все более умелой и ловкой и могла уже выполнять очень тонкие трудовые операции. Также постепенно развивались глаза и ухо человека. Тысячелетняя трудовая практика способствовала такому высокому развитию органов чувств человека, что его рука и глаз стали способны создавать великие творения искусства, которыми являются произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Репина, Сурикова и других художников. Постоянное развитие и совершенствование человеческого уха помогло создать величайшие шедевры музыки, музыку Бетховена, Чайковского.

Благодаря труду развивались человеческие органы, в процессе труда мозг обезьяны превращался в мозг человека.

Характерными особенностями трудовой деятельности человека являются: 1) изготовление и употребление орудий труда; 2) общественный, то есть совместный, коллективный характер труда. Любой процесс труда включает в себя отдельные трудовые операции, выполнение которых определяет коллективный характер трудовой деятельности. В свою очередь коллективный труд становится возможным лишь в том случае, если каждый из участников коллектива осмыслит, осознает общую цель труда, заранее представит себе результаты труда и координировано будет выполнять трудовые действия. Таким образом, условия коллективного труда требуют сознательного подхода к трудовой деятельности и одновременно сами способствуют дальнейшему развитию сознания.

Коллективный характер труда обусловил возникновение такого совершенного, универсального средства общения, каким является язык, развитие которого идет одновременно с развитием сознания. Речь и сознание неразрывно связаны, представляя собой две стороны единого отражательного процесса – мышления человека. Речь, возникшая в процессе общественно‑трудовой деятельности человека, стала в дальнейшем решающим фактором в развитии мозга человека и формировании его сознания

Говоря о значении речи в развитии психики, сознания человека, следует отметить, что речь и язык впервые возникают только у людей, только на уровне стадии образования человеческого общества. У животных отсутствует речь, хотя у них и существует общение посредством голосовых сигналов. Эти голосовые сигналы – реакции – у животных являются врожденными рефлексами на внешние и внутренние раздражения и выполняют приспособительную роль. Воздействуя на других представителей своего вида посредством голосовых сигналов, животное вызывает у них поведение, необходимое для поддержания жизни.

Неизмеримо выше по своим возможностям передачи звуковой информации, отражающей в себе все многообразие предметов и явлений действительности и их взаимоотношений, стоит человеческая речь. Человек называет, обозначает в своей речи то конкретное явление, которое он видит перед собой или мысленно воспроизводит в своей голове. Причем он обозначает это явление словами, то есть такими звукосочетаниями, которые для других людей также обозначают это явление. Итогом является то, что в голове человека, воспринимающего речь, возникает представление или понятие об этом явлении, конкретный образ. Благодаря речи люди передают друг другу то, что отражается в их голове, то, о чем они думают, над чем размышляют и что недоступно передать голосовыми реакциями животных.

В свою очередь, развитие членораздельной речи способствовало дальнейшему совершенствованию речевых органов. Под влиянием развития членораздельной речи совершенствовался слух; постепенно он приобретал все большую точность анализа непосредственно речевых звуков.

Эволюция многообразных, тонко различающихся между собой произносительных движений, развития точности слухового анализа звуков речи была тесно связана с дальнейшим развитием коры больших полушарий головного мозга, с постепенным усложнением всего ее строения и функционирования.

Развивающийся язык позволяет человеку более точно и полно описывать окружающих людей. Через словесное описание человек более развернуто начинает описывать и самого себя. Это знание позволяет более точно планировать свои действия, повышать их эффективность. Со временем функции планирования и целеполагания становятся одними из центральных в деятельности человека.

В дальнейшем развитие, формирование сознания человека определяется влиянием исторически изменяющихся условий жизни, действительности. В разные исторические эпохи сознание, мысли, уровень знаний, умений были различными и отличались чертами, характерными только для своей эпохи. В обществе, разделенном на классы, сознание человека определяется тем положением, которое он занимает в общественном производстве, условиями его социального положения.

Таким образом, являясь высшей стадией психического развития человека, сознание есть итог длительного развития произвольности движений, волевого поведения, предвидения и планирования результатов труда, внимания, памяти, воображения, речи. Появление сознания определяет возможность самоотчета, самоконтроля, самооценки человека.

Сознание не сводимо ни к мышлению, ни к актам самосознания, а охватывает как рациональное, так и чувственное отражение действительности.

Кроме того, сознание включает в себя и человеческие эмоции, волю, совесть и т. п. Следовательно, сознание есть совокупность психических функций человека. Важным условием развития сознания (и прежде всего, самосознания) было отражение в голове человека общественных отношений и места, которое он занимает в них. Такое понимание возникло вместе с разделением труда и развивалось вместе с ним. То есть, сознание общественно по своей природе – оно возникает, функционирует и развивается как компонент практической деятельности общественного человека. Оно включено в эту деятельность и является моментом того взаимодействия между предметом и человеком, которое существует в практической материальной деятельности.

Разделение труда вызвало дифференцированное отношение коллектива к каждому члену общества, выделение последнего в коллективе. В этих условиях появилась потребность в учете индивидуальных особенностей каждого человека – его ловкости, физической силы, знаний, умений, мастерства, трудоспособности и т. п. Постепенно, приобретая все большее значение в организации общественного производства, личные качества конкретного работника получают общественную оценку, становятся общественно значимыми, а сам человек становится для общества личностью.

Сознание людей отражает не только природу, но и общественные отношения. Сознание, отражающее общественные отношения человека, называется общественным сознанием. Общественное сознание выражает интересы групп, общества в целом.

Существует и индивидуальное сознание, которое представляет собой духовный мир отдельных людей. Общественное и индивидуальное сознание тесно взаимосвязаны. То есть общественное сознание присуще каждому человеку, отдельному индивиду и по‑своему преломляется в зависимости от индивидуальных особенностей человека.

Необходимо отметить, что хотя общественное сознание может существовать только в деятельности человека, оно обладает относительной самостоятельностью. Общественное сознание проявляется в различных формах. Формами общественного сознания являются наука, искусство, мораль, религия и так далее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: