Общее понятие о личности и ее структуре

Человеческая личность весьма сложна и многогранна. Вопросы, связанные с изучением личности, привлекают внимание философов и экономистов, социологов и юристов, педагогов и психологов, искусствоведов и представителей многих других отраслей науки. Философов, например, интересует личность в составе общества в целом, психологов – в плане изучения закономерностей проявления и формирования различных сторон ее внутреннего, духовного мира и так далее. Вместе с тем это разделение аспектов изучения человеческой личности между различными науками не исключает их тесной, можно сказать органической, взаимосвязи, поскольку личность представляет собой сложное, но целостное образование.

Каждый человек представляет собой конкретную личность, для которой характерно то или иное отношение к окружающим людям, явлениям, предметам, характерно определенное поведение в разных жизненных ситуациях.

Будучи наделенным от рождения соответствующими биологическими предпосылками (то есть нормальным человеческим организмом, включая мозг, способный к дальнейшему развитию), человек становится личностью по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях (способов и средств производства, духовной культуры, приемов чувственного познания, абстрактного мышления и так далее).

В зарубежной психологии распространены различные подходы к изучению личности. Биогенетический подход ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма. Сам процесс развития трактуется главным образом как созревание, стадии которого универсальны. Представителем данного подхода является американский психолог начала ХХ века С. Холл. Главным законом развития он считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза (стадии развития человеческого общества). Другой вариант биогенетической концепции разрабатывал Э. Кречмер, представитель конституциональной психологии. Он считал, что между физическим типом человека и особенностями его развития существует однозначная связь.

Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личности З. Фрейдом. Согласно его учению, все поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями или инстинктами, и в первую очередь, сексуальными влечениями.

Представители социогенетического подхода стараются объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми. Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействиям социальных условий жизни. Сторонниками данного подхода являются Э. Торндайк, Б. Скиннер, утверждающие, что жизнь личности, ее отношения есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков. К данному направлению относится теория поля, разработанная американским психологом К. Левиным, согласно которой, поведение личности управляется психологическими силами (стремления, намерения), имеющими направленность, величину и точку приложения в поле «жизненного пространства».

Психогенетический подход к исследованию личности не отрицает значения ни биологических, ни средовых факторов, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В этом подходе можно выделить три течения:

1. Концепции, объясняющие поведение личности через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты личности, называют психодинамическими (Э. Эриксон).

2. Концепции, отдающие предпочтение развитию познавательной сфере, называют когнитивисткими (Ж. Пиаже, Дж. Келли).

3. Концепции, в центре внимания которых стоит развитие личности в целом, называются персонологическими (Э. Шпрангер, К. Бюллер, А. Маслоу, К. Роджерс).

Психологическую структуру личности составляют ее направленность, характер, способности, темперамент, особенности протекания познавательных процессов и чувств.

Направленность личности, включая в себя интересы, склонности, потребности, мотивы деятельности, идеалы, определяет уровень развития личности, ее активность. Главное, решающее в направленности личности – ее мировоззрение, то есть система взглядов на развитие общества, природы, сознания, убеждений.

Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.

Характер – это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных черт человека, которые выражают его отношение к действительности и проявляются в поведении.

Способности – это свойства функциональных систем, реализующих определенную психическую функцию, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности освоения и выполнения деятельности.

Б. Г. Ананьев отмечал, что в структуру личности могут входить некоторые свойства индивида, многократно опосредованные социальными свойствами личности, но представляющие собой характеристики организма. Однако доминирующей стороной в структуре личности является социальная – направленность, мировоззрение, интересы.

3.2. Мотивационно‑потребностная сфера личности

Личность формируется под воздействием общества. Вместе с тем личность сама активно воздействует на общество. В связи с этим большое значение направленность личности.

Под направленностью личности понимается совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

Основной побудительной силой деятельности личности являются потребности.

Потребность есть нужда организма к определенным условиям жизни, без которых организм не может обходиться. Потребность характеризуется следующими признаками: во‑первых, любая потребность имеет свой предмет, то есть она всегда является состоянием нужды в чем‑либо; во‑вторых, всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется; в‑третьих, потребность обладает способностью воспроизводиться. Опредмеченные потребности выражаются в мотивах, то есть в непосредственных побуждениях к деятельности. Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности. Совокупность мотивов, направленная на цель, называется мотивацией.

Потребности человека бывают самыми разнообразными. По происхождению выделяют естественные и культурные потребности. С естественными потребностями человек рождается, а культурные развиваются в процессе социализации. Существуют также потребности материальные – это потребности в пище, жилище и т. п. К высшим духовным потребностям относятся потребности эстетические, познавательные и другие.

Материальные потребности являются первичными. Они составляют основу жизнедеятельности человека и формировались в процессе всего филогенетического, общественно‑исторического развития человека. Многовековая борьба человека с природой была, прежде всего, борьбой за создание условий удовлетворения материальных потребностей.

Духовные потребности – это специфически человеческие потребности. Они характеризуют высокий уровень развития личности, уровень ее познавательной активности и потребности в эстетическом наслаждении.

Познание человеком окружающего мира, природной и социальной действительности обеспечивает ему большую свободу и раскрывает широкие горизонты творчества. Личность, познающая мир, освобождается от чувства страха перед силами природы, освобождается от суеверий, начинает понимать поступательный ход развития истории человеческого общества и выступает как творец истории. Потребность в познании выступает как общая потребность – в ориентировке (познание мира как целого), и как частная – желание познать специфические явления действительности. Во втором случае потребность в познании проявляется обычно как профессиональная потребность.

Важное место в жизни человека занимает потребность в эстетическом наслаждении. Благодаря этой потребности человек стремится сделать свою жизнь красивой – свой быт, отдых, свои взаимоотношения с другими людьми, все свои поступки человек определяет с позиции прекрасного, с позиции нравственных принципов. Восприятие же эстетических ценностей в действительности и в искусстве облагораживает личность, возвышает ее, раскрывает красоту окружающего мира. Созерцание эстетических ценностей часто вызывает потребность в художественном творчестве; в этом случае человек не только овладевает эстетическими ценностями, но и производит их по законам искусства. Эстетические потребности определяют развитие эстетических вкусов, идеалов, стремление жить и трудиться по законам красоты.

Исключительно большое значение в жизни человека имеют потребности в труде, общении, общественной деятельности. Данные потребности включают в себя как материальные, так и духовные потребности.

Являясь на протяжении многих веков для подавляющего большинства людей лишь средством к жизни, труд не мог стать потребностью, он изнурял человека духовно и физически. В настоящее время труд становится источником развития личности, источником радости и эстетического наслаждения.

Потребность в общении выражает социальную природу человека, его историческую миссию как личности, активно преобразующей мир.

Потребности человека по мере их опредмечивания выступают как силы, побуждающие к деятельности, то есть как мотивы деятельности. В этом отношении развитие потребностей служит тем условием, которое обеспечивает развитие человеческой личности.

На основе потребностей обычно возникают и развиваются интересы.

Интересы – это особое отношение личности к предметам и явлениям, выражающееся в желании познавать их.

Потребности и интересы тесно связаны между собой. Интересы формируются на основе потребностей, но вместе с тем часто стойкие интересы являются основой возникновения новых потребностей.

Интересы людей исключительно разнообразны. Интересы подразделяются на материальные (к вещам, одежде, пище и т. п.) и духовные (познавательные, общественные и так далее). В зависимости от характера деятельности формируются профессиональные интересы. В процессе обучения подрастающих поколений, развивается интерес к учению.

В зависимости от глубины, устойчивости, действенности интересов определяется их роль в деятельности. Длительные, устойчивые интересы нередко поднимаются до уровня идейных убеждений, становятся необходимыми условиями формирования личности.

Важное место в системе направленности личности принадлежит мировоззрениям, убеждениям и идеалам личности.

Под мировоззрением понимают развернутую систему взглядов на окружающую действительность, на природу, общество и сознание, на их развитие.

Мировоззрение личности проявляется в деятельности, поведении, во всем многообразии отношений личности с окружающей действительностью.

Убеждения и идеалы личности, являясь необходимыми компонентами мировоззрения и образуясь на его основе, вместе с тем и сами формируют его. Таким образом, процесс формирования личности – это целостный, взаимосвязанный процесс формирования потребностей, интересов, мировоззрения, убеждений и идеалов конкретного человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: