Свойства и закономерности ощущений

К основным свойствам ощущений относят качество, интенсивность, длительность, пространственную локализацию.

Качество – это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением и изменяющуюся в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета – сладкий или кислый, горький или соленый.

Интенсивность – количественная характеристика, которая зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора.

Длительность ощущений – временная характеристика, которая также определяется функциональным состоянием рецепторов и временем действия раздражителя, его интенсивностью.

Пространственная локализация дает сведения о локализации раздражителя в пространстве – откуда падает свет, идет тепло и так далее.

Рассмотрим основные закономерности ощущений.

Характеризуя ощущения, необходимо указать на то, что не все раздражения могут вызывать ощущения. Раздражитель должен достичь известной величины, необходимой для возникновения ощущения.

Способность человека ощущать слабые, минимальной величины раздражения называют абсолютной чувствительностью органов чувств.

Минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, называется абсолютным, или нижним, порогом ощущения.

Те раздражители, которые не достигают минимальной величины, способной вызвать ощущение, лежат под порогом ощущения.

Абсолютная чувствительность численно равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений. То есть чем меньше величина абсолютного порога (чем слабее раздражитель, на который реагирует орган чувств), тем больше абсолютная чувствительность, тем выше способность органов чувств различать эти воздействия.

В отдельных случаях, когда имеются благоприятные условия, абсолютная чувствительность органов чувств может развиться до исключительного совершенства. Например, в условиях полной прозрачности атмосферы человек может видеть на расстоянии одного километра источник света, равный тысячным долям свечи. Самые совершенные физические приборы не смогут сравниться с глазом человека по чувствительности.

От абсолютной чувствительности отличают разностную чувствительность, характеризующую чувствительность к изменению раздражителя.

Раздражение, вызывающее ощущение, может или увеличиваться, или, наоборот, уменьшаться. Изменение раздражения влечет за собой и изменение (увеличение или уменьшение) силы ощущения. Если в помещении горит одна электрическая лампочка, то мы будем ощущать свет определенной силы, а если еще зажечь одну такую же лампочку, то ощущение света усилится. Если к двум лампочкам прибавить третью, то ощущение света еще больше усилится и так далее.

Однако выяснилось, что не всякое изменение раздражения вызывает изменение силы ощущения. Изменение силы ощущения происходит только при определенном увеличении или уменьшении раздражения. Например, при увеличении имеющегося в комнате света в триста свечей еще на полторы или на две свечи мы не заметим никакого изменения света. Чтобы получилось изменение света, необходимо увеличить силу света не менее чем на одну сотую; в данном случае к тремстам свечам надо прибавить не менее трех свечей. Наименьшая величина изменения силы раздражителя, которая может быть зафиксирована данным органом чувств, называется порогом различения (или разностным порогом).

Порог различения имеет постоянную относительную величину для каждого анализатора и обозначается в виде дробного отношения, которое показывает, какую часть первоначальной силы раздражителя следует прибавить к ней для того, чтобы можно было заметить самое слабое изменение ощущения. Для каждого вида ощущений найдены свои постоянные пороги различения. Так, для зрения, как мы уже говорили, порог различения равен 1/100, то есть для едва заметного изменения ощущения необходимо прибавить к 100 свечам не менее 1 свечи, к 200 свечам – не менее 2 свечей и так далее. Для слуховых ощущений порог различения равен 1/10. Значит, для того чтобы получить едва заметное усиление звука у хора в 100 человек, надо прибавить к хору еще 10 певцов. Чтобы заметить увеличение веса предмета, положенного на руку, надо к первоначальному грузу прибавить 1/300 его веса.

Наблюдается изменение чувствительности анализатора в результате приспособления органов чувств к действующему раздражителю. Такое явление принято называть адаптацией.

Особенно наглядно проявляется адаптация в области зрения.

Адаптация может осуществляться и в направлении повышения чувствительности, и в направлении снижения ее. Адаптация в направлении повышения чувствительности происходит при переходе от сильных раздражителей к слабым, а в направлении снижения – когда осуществляется переход от слабых раздражителей к сильным. В зависимости от этого различают зрительную адаптацию к темноте и зрительную адаптацию к свету.

Зрительная адаптация к темноте наблюдается при переходе из ярко освещенного помещения в темное помещение. Вначале мы совершенно ничего не видим и только через некоторое время постепенно начинаем различать очертания окружающих предметов. При непрерывном измерении чувствительности в течение процесса зрительной адаптации к темноте оказывается, что чувствительность все время возрастает. При этом возрастание чувствительности вначале наблюдается очень быстрое, затем – все медленнее и на 30–40‑й минуте присутствия в темноте устанавливается на определенном уровне.

Надо отметить, что пределы возможностей изменения чувствительности глаза человека достигают огромной величины, например, чувствительность глаза может увеличиваться до 20 млн раз.

Адаптация глаза к свету наступает при переходе от темноты к свету. В данном случае, так же как и при темновой адаптации, вначале происходит ухудшение различения очертания предметов, но постепенно глаз начинает привыкать к свету и различать предметы, и через 3–5 минут он уже функционирует нормально. Как мы видим, зрительная адаптация к свету происходит значительно быстрее, чем адаптация к темноте.

Если темновая адаптация есть повышение чувствительности глаза, то световая адаптация представляет собой снижение чувствительности органа зрения. Человек «слепнет» после перехода из темноты на свет по причине высокой чувствительности глаза, адаптированного до момента перехода на свет к темноте, и начинает различать предметы (их форму, величину и т. п.) на свету только при уменьшении чувствительности глаза.

В обонятельных ощущениях адаптация наступает довольно быстро. Так, входя в помещение, где пахнет йодом, человек уже через 50–60 секунд не ощущает этот запах. Адаптация к другим запахам происходит несколько медленнее, но не превышает нескольких минут.

Об участии в адаптации центральных нервных механизмов свидетельствуют, в частности, те факторы нарушения адаптации, которые наблюдаются при некоторых нервных заболеваниях.

К закономерностям ощущений относится контраст ощущений.

Например, серый треугольник на черном фоне кажется светлее, чем на белом. Серый круг на зеленом фоне кажется красноватым, а на красном – зеленоватым. После горького вкусового ощущения обычная водопроводная вода кажется сладкой.

Способность анализаторов различать раздражения изменяется и при взаимодействии разных видов ощущений.

Взаимодействие ощущений есть изменение чувствительности одного анализатора под влиянием возбуждения другого анализатора.

Физиологической основой изменения чувствительности анализаторов являются корковые связи между анализаторными системами, что в значительной мере объясняется законом одновременной индукции.

В результате исследований влияния звуковых, обонятельных, вкусовых и т. п. раздражителей на зрительную чувствительность было выяснено, что чувствительность зрения повышается при слабом охлаждении кожи, при негромких звуках. Причем действия слуховых раздражителей способствуют повышению чувствительности к синим и зеленым цветам и вместе с тем снижают чувствительность к красным цветам. Слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Часто обонятельные ощущения определяют вкусовые – ощущение приятного запаха во время еды повышает аппетит. Наблюдается также влияние музыки на вкусовые ощущения.

Явление повышения чувствительности в результате взаимодействия ощущений называется сенсибилизацией.

В отличие от адаптации, которая представляет собой в одних случаях повышение чувствительности, в других – снижение ее, сенсибилизация всегда есть повышение чувствительности.

Часто в случае нарушения деятельности одного анализатора наблюдается повышение чувствительности других. Происходит своеобразная компенсация: человек потерял слух – обостряется зрение и деятельность других анализаторов. О высоком уровне развития чувствительности одних анализаторов при полной потере чувствительности других свидетельствует жизнь и деятельность слепых, глухих и слепоглухих.

Сказанное лишний раз подтверждает то, что чувствительность того или иного анализатора во многом зависит от характера деятельности человека, от упражнений. Так, глаз художника намного тоньше замечает различные оттенки светотени, цвета, очертания формы по сравнению с глазом музыканта, тогда как у музыканта более тонкий слух, чем у художника.

Взаимосвязь ощущений может проявляться и в так называемой синестезии.

Синестезией называют переход одного вида ощущений в другой и получение на основе такого слияния ощущений единого оригинального ощущения.

Широко известным примером синестезии является «цветной слух». У людей с «цветным слухом» звуковые ощущения (тон, шум, музыкальный аккорд) вызывают зрительные ощущения в виде зрительного образа. Цветным слухом отличались композитор Скрябин, литовский художник М. К. Чюрленис.

На органическом слиянии музыки и цвета и получении, в результате этого чрезвычайно сильного эстетического впечатления, ощущения неразделимости, единства музыки и цвета основана так называемая цветомузыка. Особый эффект имеет цветомузыка, когда одним из художественных элементов в нее включаются фонтаны с радужными переливами брызг воды. Ощущению определенной исторической эпохи с ее особенностями музыкальной и художественной жизни, вживанию в дух того далекого времени способствуют часто проводимые в последнее время театральные постановки, концерты в развалинах древних театров, замков, в залах художественных музеев.

Некоторые явления синестезии прочно закрепились в словесных выражениях, например: «холодный колорит» «кричащий цвет», «звонкая линия», «блестящий рисунок» и так далее.

Перечисленные выше пороги ощущений, чувствительности, адаптация, контраст, взаимодействие ощущений, сенсибилизация и синестезия относятся к закономерностям ощущений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: