Выделяют следующие виды восприятия:
I. По основной модальности:
1. Зрительное.
2. Слуховое.
3. Осязательное.
4. Обонятельное.
5. Вкусовое.
II. По форме существования материи:
1. Восприятие пространства.
2. Восприятие времени.
3. Восприятие движения.
Рассмотрим особенности восприятия пространства, времени и движения.
Пространственные свойства присущи всем предметам, характерны для любого явления и события. К пространственным свойствам предмета относятся величина, форма, положение в пространстве. Восприятие величины предмета определяется величиной изображения предмета на сетчатке глаза, а также восприятием расстояния, на котором человек находится от предмета. Существенное значение имеет знание о величине предмета. Столь же сложным как восприятие величины является восприятие формы предмета. Восприятие формы предмета является устойчивым, константным. Основой этого постоянства является то, что учитывается поворот предмета к нам. Объемная форма воспринимается благодаря тому, что глаза обладают способностью бинокулярного зрения. Когда оба глаза смотрят на один и тот же предмет, изображения этого предмета на сетчатке левого и правого глаза будет различно и создается впечатление одного, но объемного предмета.
|
|
Восприятие времени – это отражение длительности, скорости и последовательности реальных явлений, событий.
Основой процесса восприятия времени служат условные рефлексы. Определению временных промежутков способствуют слуховые и двигательные ощущения. Временные промежутки вырабатываются под влиянием ритмических процессов, происходящих в организме человека. Ритмическое дыхание, ритм распорядка дня, трудовой (учебной) деятельности – все это способствует выработке рефлекса на время.
Непосредственно воспринимаются только очень короткие временные отрезки, характеризующиеся сотыми и тысячными долями секунды. Длительные отрезки времени воспринимаются в тесной связи с процессами и общим состоянием организма – с появлением чувства голода, с утомлением и так далее. Восприятие длительных отрезков времени связано и с закономерностями в явлениях природы: сменой дня и ночи, времен года, окраской летней и осенней природы, сменой температуры и т. п.
Нередко наблюдается субъективная оценка длительности времени, что связано с интересами человека, характером его деятельности. Иногда при восприятии времени наблюдается преувеличение длительности коротких и преуменьшение длинных промежутков времени.
Человечество выработало определенную систему мер времени: секунды, минуты, часы, сутки, недели, месяцы, годы, столетия, тысячелетия и так далее.
|
|
Восприятие движения в психологии означает отражение пространственного перемещения предметов. Оно определяется удаленностью предметов, скоростью их перемещения, передвижением самого наблюдателя в пространстве.
В восприятии движений участвуют несколько анализаторов – зрительный, двигательный, вестибулярный и слуховой (если движение сопровождается звуками). Особое значение имеет перемещение изображения на сетчатке глаза, которое получается в результате последовательного раздражения ее точек и движения глаз и головы в сторону движения объекта.
Движение, перемещение объекта должно достигать определенной минимальной величины и вместе с тем не превышать определенной максимальной величины – только в этом случае оно будет вызывать впечатление движения. Например, ежедневный рост человека мы непосредственно не воспринимаем. Также не воспринимаем мы процесс распространения тепла от горячей сковородки, когда случайно дотрагиваемся до нее – мы сразу же отдергиваем руку, моментально зафиксировав, что сковородка горячая.
В детском возрасте недостаточность знаний ребенка и небольшой практический опыт сказываются на формировании образа восприятия. Дети совершают ошибки в узнавании изображенных предметов и называют их неправильно, опираясь на несущественные признаки, пропускают отдельные детали. Со временем эти проблемы устраняются. В процессе обучения формируется такая форма восприятия как наблюдение. Наблюдение представляет собой преднамеренное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Наблюдение считается активной формой чувственного познания, а наблюдательность – как характеристика активности восприятия. Качество наблюдения зависит от четкой постановкой задачи, от предварительной подготовки.