Речь, произнесенная В. Гюго на открытии конгресса 14 сентября 1869 г

«Мне недостает слов, чтобы выразить, до какой степени я растроган оказанным мне здесь приемом. С глубоким волнением я приветствую конгресс, приветствую это собрание людей отзывчивых и великодушных,

Граждане, вы правильно сделали, избрав местом своей встречи эту благородную альпийскую страну. Во-первых, она свободна; во-вторых, она величественна. Да, именно здесь, перед лицом этой изумительно прекрасной природы, подобает объявить великие решения, подсказанные гуман­ностью, в частности решение положить конец войнам.

На этом конгрессе один вопрос главенствует над всеми другими.

Позвольте же, раз вы оказали мне высокую честь, избрав меня пред­седателем, позвольте мне изложить этот вопрос. Я сделаю это в немногих словах. Мы все, здесь присутствующие, к чему мы стремимся? К миру. Мы хотим мира, страстно хотим его. Хотим его непреклонно, безоговорочно, хотим мира между всеми людьми, между всеми народами, между всеми расами, между враждующими братьями, между Каином и Авелем, Хотим великого умиротворения всех злых страстей.

Но какого именно мира мы хотим? Мира любой ценой? Мира без всяких условий? Нет! Мы не хотим мира, при котором согбенные не смели бы поднять чело; не хотим мира под ярмом деспотизма, не хотим мира под палкой, не хотим мира под скипетром!

Первое условие мира — это освобождение. Для освобождения, несомненно, потребуется революция, изумительнейшая их всех революций, и, быть может, — увы! — война, последняя из всех войн. Тогда все будет достигнуто. Мир, будучи нерушимым, станет вечным. Исчезнут армии, исчезнут короли. Прошлое сгинет бесследно. Вот чего мы хотим.

Мы хотим, чтобы народ свободно жил, возделывал землю, свободно покупал, продавал, трудился, говорил, любил и думал свободно; хотим! чтобы были школы, готовящие граждан, и чтобы не было больше королей, приказывающих изготовлять пушки. Мы хотим великой Республики всего континента, хотим Соединенных Штатов Европы. И я закончу словами: «Наша цель — свобода! Свобода обеспечит мир!

Задание 2. Напишите агитационную речи на любую тему (например, о туристичес­ких поездках: а) для студенческой аудитории; б) для пенсионеров; в) для учеников младших классов.

Задание 3. Проанализируйте речь какого-либо известного политичес­кого оратора в соответствии с приведенными ниже критериями. Речь найдите и прослушайте в ИНТЕРНЕТЕ.

Критерии оценки речей
№ пп. Аспекты Возможные ситуации Кол-во баллов
1. Соответствие содержания речи теме а) соответствует полностью  
б) не полностью  
в) не соответствует  
2. Использование фактов а) в достаточном количестве  
б) в недостаточном количестве  
в) в излишнем количестве  
г) не использованы  
3. Характер использованных фактов а) интересные факты  
б) свежие факты  
в) всем известные факты  

№ пп. Аспекты Возможные ситуации Кол-во баллов
4. Интерпретация фактов а) удачная интерпретация  
б) не вполне удачная (не все факты освещены полно, объективно)  
в) неудачная (большинство фактов объясняется неверно, неумело или явно предвзято)  
5. Количество аргументов а) аргументы содержатся в доста­точном количестве  
б) в недостаточном количестве  
в) в излишнем количестве  
г) аргументов по существу нет  
6. Характер аргументов а) аргументы впечатляющие (убе­дительные, оригинальные, броские и др.)  
  б) аргументы среднего качества (недостаточно логичны, недоказа­тельны, растянуто изложены и др.)  
в) аргументы слабые (совсем неубедительные, недейственные)  
7. Использование типов аргу­ментов (аргументы к делу, аргументы к человеку, к пользе) а) использование аргументов разных типов  
б) типовое однообразие аргументов  
8. Ориентация содержания речи на аудиторию (насколько выступающий ощущает конкретный состав слушателей) а) заметная ориентация на всю аудиторию  
б) ориентация только на часть аудитории  
в) отсутствие ориентации  
9. Композиционная (струк­турная) сторона речи а) композиция четкая (хорошо раз­личаются приступ, основная часть, заключение); приступ и заключе­ние не затянуты; части и подчасти последовательны и логически связаны  
б) композиция неполная (отсутст­вует одна из частей), недостаточно четкая (не всегда логичны пере­ходы от одной части или подчасти к другой)  
в) композиция и структура речи нечеткие (речь сумбурна, есть не­оправданные и длительные отступ­ления; какие-то моменты инфор­мационно не закончены; имеются неоправданные возвращения к уже сказанному, повторы; за речью трудно следить)  
№ пп. Аспекты Возможные ситуации Кол-во баллов
10. Выразительность речи а) используется большой запас слов, бога­тый словарь; представлены разнообразные грамматические конструкции, множество фигур речи; удачно и в нужной мере используются периоды  
    б) лексикон оратора средний; граммати­ческие конструкции однообразны; исполь­зуется небольшое число фигур речи немно­гих типов; периоды не используются  
    в) лексикон скудный, грамматика бедна, фигуры речи отсутствуют  
11. Ортологическая сторона речи а) ошибки произношения слов, граммати­ческие неточности, употребления слов в неправильном значении, тавтологии и т. п.  
    б) перечисленное имеется в небольшом количестве и носит случайный характер  
    в) перечисленное наблюдается в большом количестве (четыре случая и более)  
12. Подготовленность речи а) речь хорошо подготовлена (выступающий лишь изредка пользуется конспектом; не создает впечатления, что он что-то забыл и припоминает; не делает поправок; речь уверенна и естественна)  
    б) речь недостаточно подготовлена (высту­пающий часто смотрит в текст, делает за­метные неоправданные паузы, несколько раз делает поправки и т. п.)  
    в) речь плохо подготовлена (оратор факти­чески читает ее либо долго вспоминает, что нужно сказать, часто и заметно сбивается и поправляется и т. п.).  
13. Соблюдение правил произнесения речи а) речь произносится мастерски (темп средний, варьирующийся при изменении содержания; голос не тихий и не слишком громкий; речь не монотонна; умело исполь­зуются жесты и мимика; выступающий обо­зревает всю аудиторию, а не смотрит в одну точку; отсутствуют отвлекающие моменты - частое использование платка и т. п.)  
    б) речь произносится на среднем уровне: произносится скороговоркой или замед­ленно, тихо или очень громко; взойдя на трибуну, выступающий сразу начинает речь; жесты и выражение лица не соответствуют содержанию речи; выступающий проявляет внешнюю робость и неуверенность в себе; речь монотонна  
    в) речь произносится плохо: присутствуют все перечисленные недостатки или большинство из них  
№ пп. Аспекты Возможные ситуации Кол-во баллов
14. Реакция выступающего на поведение аудитории а) выступающий внимательно следит за аудиторией и чутко реагирует на восприятие его речи (по необходи­мости перестраиваясь); заметен его интерес к аудитории как к своего рода собеседникам  
б) выступающий не следит за реакци­ей аудитории и не склонен обращать на нее внимание, сосредоточившись лишь на своих рассуждениях и раз­мышлениях, на том, как лучше выра­зить мысль  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: