Тема: Речь как показатель социального статуса говорящего. Понятие и требования к качественной речи.
Цели и задачи: Практически оказать взаимообусловленность речи человека и его социального статуса, дать понятие качественной речи говорящего, провести аналогию качественной и некачественной речи.
Терминологический минимум по теме | Вопросы к практическому занятию | Упражнения для закрепления |
Социальный статус, коммуникативно-значимые элементы речи, невербальные способы коммуникации, языковая сфера, «сильный» и «слабый» язык, базисные ориентиры, авторская манера речи, образовательный ценз, интериоризация речи, адекватный выбор, код общения, качественная речь, сленг, жижжисты. | 1. Взаимообусловленность социального статуса человека и его речи. 2. Уровни языковой компетенции. 3. Особенности речевого типа поведения носителей литературного языка. 4. Использование в речи лексики с ограниченной сферой общения (жаргонизмы и смысловые выражения, использование архаизмов и неологизмов) | В.И.Максимова, стр. 86 – тест; стр.87 – зад.1; стр.95 – зад.1,2 |
Занятие 12
|
|
Тема: Изменения в русском языке последних десятилетий.
Цели и задачи: остановиться на негативных характеристиках речевой культуры современного общества, проблеме употребления заимствований в русском языке и их аналогов
Терминологический минимум по теме | Вопросы к практическому занятию | Упражнения для закрепления |
Жаргон, языковая экспансия, языковая мода, языковая (лингвистическая) экспертиза, клевета, оскорбление, юрислингвистика. | 1. Негативный характеристики речевой культуры современного общества. 2. Проблема использования заимствований в русском языке. 3. Ответственность за нарушение норм публичного речевого общения. | В.И.Максимова, стр. 108 – зад.1,2; |