Пояснительная записка. Кафедра русского и иностранных языков

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ

ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра русского и иностранных языков

Русский язык, культура речи

И основы деловой документации

Учебно-методическое пособие для слушателей юридических и инженерно-технических специальностей

заочной формы обучения

ВОРОНЕЖ 2012

Автор-составитель: И.В. Булгакова, старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков, кандидат филологических наук.

Русский язык, культура речи и основы деловой документации: Учебно-методическое пособие для слушателей юридических и инженерно-технических специальностей заочной формы обучения / авт. сост. И.В. Булгакова. - Воронеж: Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, 2012. - 44 с.

Рецензенты:

Анохина Г.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории государства и права ФКОУ ВПО Воронежский институт ФСИН России;

Ипполитов О.О., кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Воронежского филиала Российского государственного торгово-экономического университета

Пособие предназначено для слушателей юридических и инженерно-технических специальностей заочной формы обучения Воронежского института ФСИН России и включает в себя пояснительную записку, содержание изучаемого материала, методические указания по выполнению контрольных работ, варианты контрольных работ, вопросы для подготовки к зачету, список литературы. В конце пособия приводится обобщающий тест, в котором содержатся вопросы и задания обобщающего характера.

Данное пособие составлено на основе Федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки: 031001.65 – Правоохранительная деятельность,210701.65 – Инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи, 210602.65 – Специальные радиотехнические системы и имеет своей целью формирование и совершенствование речевой компетенции обучаемых.

Обсуждено и одобрено на заседании кафедры русского и иностранных языков Воронежского института ФСИН России

Протокол № 10 от 12 марта 2012 г.

Обсуждено и одобрено на заседании методического совета Воронежского института ФСИН России

Протокол № от 20 марта 2012 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение в образовательный стандарт высшего профессионального образования Российской Федерации новой дисциплины «Русский язык в деловой документации» является закономерным фактом, так как владение родным языком, умение общаться, вести конструктивный диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации – важные составляющие профессиональных умений в различных сферах деятельности. В последнее время возрастает личностное начало в речи, ценится импровизированная, спонтанная ораторская речь, расширяются рамки личной коммуникации. Современная информационная среда носит признак диалогичности, поэтому умение вести диалог становится одной из важнейших характеристик личности как социального феномена. Высокая культура речи является одним из главных показателей профессионализма.

Культура речи - неотъемлемая часть общей культуры человека, так как речь – его визитная карточка. От того, насколько хорошо человек владеет речью, зависят и его достижения в профессиональной деятельности, и его успехи в повседневном общении с людьми. Исчерпывающая характеристика культуры речи содержится в коллективной монографии «Культура речи и эффективность общения» (М., 1996): «культура речи – это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач».

Речь человека, его отношение к национальному языку является важной составляющей духовной культуры. Каждый образованный человек должен уметь оценивать свое речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свои речевые поступки с конкретной ситуацией общения. Это можно назвать автоцензурой, определяющей характер речевого поведения.

Современное состояние речевой культуры языка вызывает серьезные опасения не только ученых-филологов, но и рядовых носителей русского языка. Спонтанность устного публичного общения в средствах массовой информации приводит к утрате чувства языковой ответственности. В итоге мы наблюдаем языковую разнузданность, клишированность, тиражирование языковых ошибок, бравирование заимствованной и жаргонной лексикой, что приводит к расшатыванию представлений о допустимом и недопустимом в публичной речи. «Загрязнение языковой среды» (Д.С. Лихачев) оказывает пагубное воздействие на речевую культуру носителя языка, приводит к утрате чувства чистоты языка. Поэтому все чаще ученые ставят вопрос об экологии языка, непосредственно связанной с сознанием человека. Следует с большим вниманием относиться к чистоте и правильности своей речи, ощущая себя при этом творческой языковой личностью, для которой родной язык является надежным инструментом в разных сферах деятельности. В языке заключена для человека великая заповедь творчества – творить посредством своего слова.

Основная цель изучения русского языка в Воронежском институте ФСИН России - формирование речевой компетенции, необходимой для осуществления профессиональной деятельности, формирование способности использовать знания о языковых нормах русского литературного языка, об общих и языковых особенностях официально-делового стиля, правилах оформления и редактирования документов.

В ходе изучения русского языка перед обучаемыми стоят следующие задачи:

- качественное повышение уровня речевой культуры;

- формирование коммуникативной компетенции, под которой понимается умение человека организовать свою речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными ситуациям общения;

- повышение культурного уровня, обогащение представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа;

- формирование умений оценивать речевое поведение в разных сферах общения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: