Тема 5. Эффективность профессионального общения сотрудника ФСИН России

Основные единицы речевого общения: речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие.

Структура речевой коммуникации.

Речь в межличностном общении: особенности речи в межличностном общении, речь и самораскрытие, речь и самооценка, роль слушающего. Принципы речевого взаимодействия и эффективного общения: последовательности, предпочитаемой структуры, кооперации, вежливости, равной безопасности, децентрической направленности, адекватности того, что воспринято, тому, что сказано. Два вида слушания: рефлексивное и нерефлексивное. Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов. Невербальные средства общения.

Особенности профессионального общения сотрудника ФСИН России. Речь в социальном взаимодействии: особенности речевого поведения в социально ориентированном общении, речь и социализация, речь как средство утверждения социального статуса, общие закономерности речи в условиях массовой коммуникации.

Подготовка и реализация профессионального коммуникативного акта: анализ аудитории, отбор материала, выстраивание композиции, подготовка текста, реализации речи. Речевая аргументация: логические, психологические, этические аргументы.

Используемая литература: [1,2,5, 6,9,10, 11, 12, 13, 15, 19,24,28, 29, 33, 34, 35, 39].


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Написание контрольной работы слушателями заочного отделения является необходимым элементом учебного плана и является допуском к сдаче зачета. В целом задания контрольной работы должны повысить речевую культуру обучаемых и улучшить их грамотность.

В соответствии с учебным планом слушатель должен выполнить одну контрольную работу по одному из вариантов, указанному преподавателем, и в установленные сроки выслать ее в адрес учебного отдела Воронежского института ФСИН России.

Контрольная работа включает в себя разнообразные задания по всем темам курса «Русский язык в деловой документации», позволяющие выявить степень владения нормами русского языка, сформированности языковой компетенции у обучаемых. Особое внимание слушатели должны обратить на акцентологические, лексические, грамматические нормы.

Следует иметь в виду, что норма – это относительно устойчивый способ выражения, исторически принятый в языковом коллективе на основе выбора одного из вариантов употребления как обязательного для образованной части общества.

Нормы литературного языка включают в себя правила ударения, произношения, правила образования слов и грамматических форм (например, форм рода, числа, падежа, степеней сравнения и др.), правила сочетаемости слов и объединения их в словосочетания и предложения, правила написания слов и постановки знаков препинания, правила употребления слов и устойчивых сочетаний.

Одни нормы могут быть строго обязательными и действовать как непреложное правило (например, в литературном языке недопустимы формы ложу, лóжит), другие же нормы могут допускать наличие вариантов: так, в современном русском литературном языке допустимы формы машу и махаю, машет и махает. На этом основании различают обязательные (императивные) и вариантные (диспозитивные) нормы. Обязательная норма – норма, закрепляющая только один вариант употребления как единственно верный. Например, нормативным признается только один вариант ударения на последнем слоге в слове магазúн (не магáзин). Вариантная норма – это норма, предусматривающая возможность свободного выбора вариантов, два из них признаются допустимыми в современном языке. Например, и в мужском, и в женском роде возможно употребление следующих существительных: лангуст – лангуста, манжет – манжета, проток – протока.

Большое внимание в ходе изучения данного курса уделяется формированию умения слушателей пользоваться различными видами словарей, поэтому некоторые задания контрольной работы предусматривают работу со словарем. Список словарей и справочников, к которым следует обращаться, приведен в списке литературы.

В контрольную работу включены задания, предусматривающие анализ различных языковых явлений в текстах профессиональной направленности. Все задания соответствуют программным требованиям, предъявляемым к слушателям заочной формы обучения по данным специальностям.

Выполнение контрольных работ должно показать способность к самоорганизации и самодисциплине в работе над учебным материалом, степень усвоения отдельных разделов курса, сформированность навыков применения на практике усвоенного теоретического материала.

Выполнять контрольные работы следует постепенно. Сначала рекомендуется ознакомиться с содержанием каждого контрольного задания, найти в соответствующих источниках относящийся к упражнениям теоретический материал, хорошо изучить его и только тогда приступить к выполнению того или иного упражнения. Работа должна выполняться слушателями самостоятельно и творчески, только при таком условии можно успешно сдать зачет по русского языку.

Рекомендуется следующий порядок выполнения контрольных работ:

1. Письменные контрольные работы должны выполняться в отдельной тетради. На тетради пишутся фамилия, имя, отчество слушателя, его точный адрес, курс, учебная группа, номер варианта контрольной работы, указывается должность, звание, ученая степень, фамилия, имя и отчество рецензента, год написания работы.

2. После тщательного изучения языковых норм русского языка (акцентологических, орфоэпических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических) следует написать работу на черновике, а затем - основательно проверить ее и переписать на чистовик.

3. При выполнении письменных заданий не следует списывать условия к каждому из них, нужно давать непосредственные ответы, указав только номер задания.

4. Письменные контрольные работы должны выполняться аккуратно, в той последовательности, в какой они даны в контрольных заданиях, они должны быть написаны разборчивым, четким почерком, без помарок.

5. В тетради необходимо оставлять поля для замечаний рецензента и исправления ошибок.

6. Страницы текста должны быть по порядку пронумерованы.

7. Номера заданий должны быть выделены.

Контрольные работы, выполненные с нарушением данных требований и неправильно оформленные, не рецензируются. Контрольная работа должна быть зачтена не позднее, чем за месяц до начала сессии.

Слушатели заочного отделения, не выполнившие контрольную работу, к зачету не допускаются.

При выставлении оценки за контрольную работу учитывается количество правильно выполненных заданий, грамотность при их выполнении. Если работа выполнена неудовлетворительно, она возвращается слушателю для доработки.

При необходимости преподавателем проводятся консультации и собеседования со слушателями.

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: