Творческий акт исполнения

Не выходи на жатву до сезона:

Стихи — зерно мужающей души.

Крестьянин хлеб не выкосит зеленым.

И ты, поэт, со словом не спеши.

Эти слова Раисы Ахматовой можно отнести и к творче­ству чтеца: если ты исполнительски не созрел, не готов к творческому акту стиходействия — не спеши с выступления­ми в концертах, смотрах, конкурсах. Ну, а если готов (нет предела совершенствованию мастерства и, кроме того, мастер­ство шлифуется в непосредственном общении со зрителем), то выходить на эстраду надо смело.

Перед выходом надо настроиться на выступление, побе­дить страх, излишнее, мешающее волнение, зарядить себя желанием действовать словом. Подобная настройка осуще­ствляется путем психической установки к действию.

Исполнитель обязан «сказать» себе: о чем буду сегодня говорить со слушателями; для чего мне это необходимо; что хочу изменить в ситуации. Далее мысленно пробежать по структуре всего произведения, увидев его части, кульмина­цию и финал. Обязательно вспомнить свежие факты из жиз­ни, которые вызвали бы потребность исполнять именно дан­ное произведение в данной аудитории.

Полезно дать себе приказ (почти словами Р. Рождествен­ского):

От страха

немею,

Но сердцу

не лгу:

Прочту,

как умею!

Прочту,

как могу! (78)

Такие самоприказы помогут сосредоточиться на содержа­нии материала и не думать о себе; демонстрировать не се­бя, а поэта. Тогда страх, волнение сменятся творческимсамочувствием, а в этом один из залогов успешного выступле­ния.

Далее необходимо обратить внимание на характер выхо­да на сцену. Мы уже говорили о том, что выход связан с жанром, видом, решением исполняемого материала. Однако общим должны быть: свобода, нахождение удобной позы, пристройка к слушателям. Для этого необходима так назы­ваемая начальная пауза, в которую «завязывается контакт» чтеца со слушателями, зрительное молчаливое знакомство. И лишь после того как чтец овладел вниманием аудитории (своей еле уловимой жизнью глаз, позы, которые начали ду­мать, видеть картины внутреннего зрения), он может на­чать действовать стихами.

Во время выступления помнить о сущности своей дея­тельности. Заботиться о том, чтобы:

1) организовать воспри­ятие своей речи слушателями (чтобы все было слышно, раз­борчиво, интересно);

2) удерживать внимание зрителей до конца своего выступления (значит, все должно быть понят­но зрителям и каждая часть должна пробуждать все боль­ший интерес, возникающий от умения чтеца владеть худо­жественной перспективой выступления);

3) произвести опре­деленное речевое действие, склоняя слушателей на свою сто­рону, поднимая их на новую, более высокую ступень как ин­теллектуально, так и чувственно (значит, держаться сверх­задачи выступления, стремясь к ней по линии сквозного дей­ствия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: