Не выходи на жатву до сезона:
Стихи — зерно мужающей души.
Крестьянин хлеб не выкосит зеленым.
И ты, поэт, со словом не спеши.
Эти слова Раисы Ахматовой можно отнести и к творчеству чтеца: если ты исполнительски не созрел, не готов к творческому акту стиходействия — не спеши с выступлениями в концертах, смотрах, конкурсах. Ну, а если готов (нет предела совершенствованию мастерства и, кроме того, мастерство шлифуется в непосредственном общении со зрителем), то выходить на эстраду надо смело.
Перед выходом надо настроиться на выступление, победить страх, излишнее, мешающее волнение, зарядить себя желанием действовать словом. Подобная настройка осуществляется путем психической установки к действию.
Исполнитель обязан «сказать» себе: о чем буду сегодня говорить со слушателями; для чего мне это необходимо; что хочу изменить в ситуации. Далее мысленно пробежать по структуре всего произведения, увидев его части, кульминацию и финал. Обязательно вспомнить свежие факты из жизни, которые вызвали бы потребность исполнять именно данное произведение в данной аудитории.
|
|
Полезно дать себе приказ (почти словами Р. Рождественского):
От страха
немею,
Но сердцу
не лгу:
Прочту,
как умею!
Прочту,
как могу! (78)
Такие самоприказы помогут сосредоточиться на содержании материала и не думать о себе; демонстрировать не себя, а поэта. Тогда страх, волнение сменятся творческимсамочувствием, а в этом один из залогов успешного выступления.
Далее необходимо обратить внимание на характер выхода на сцену. Мы уже говорили о том, что выход связан с жанром, видом, решением исполняемого материала. Однако общим должны быть: свобода, нахождение удобной позы, пристройка к слушателям. Для этого необходима так называемая начальная пауза, в которую «завязывается контакт» чтеца со слушателями, зрительное молчаливое знакомство. И лишь после того как чтец овладел вниманием аудитории (своей еле уловимой жизнью глаз, позы, которые начали думать, видеть картины внутреннего зрения), он может начать действовать стихами.
Во время выступления помнить о сущности своей деятельности. Заботиться о том, чтобы:
1) организовать восприятие своей речи слушателями (чтобы все было слышно, разборчиво, интересно);
2) удерживать внимание зрителей до конца своего выступления (значит, все должно быть понятно зрителям и каждая часть должна пробуждать все больший интерес, возникающий от умения чтеца владеть художественной перспективой выступления);
3) произвести определенное речевое действие, склоняя слушателей на свою сторону, поднимая их на новую, более высокую ступень как интеллектуально, так и чувственно (значит, держаться сверхзадачи выступления, стремясь к ней по линии сквозного действия).