Выступление всегда оставляет след в душе исполнителя. Он еще долго живет им. Думает, анализирует: как вышло. Этот естественный процесс следует не только поддерживать, но и придать ему определенную направленность. Ведь анализ и самоанализ выступления способствуют творческому росту, позволяют видеть и сознательно исправлять ошибки, недочеты, закреплять то ценное, что родилось в процессе выступления. Только на зрителе можно проверить и до конца понять уровень достигнутого мастерства стиходействия и правильность трактовки материала.
Можно систематизировать вопросы самоанализа следующим образом: Сумел ли собраться? Не заторопил ли начало? Установил ли контакт со слушателями? Был ли мышечно свободен? Как звучал голос? Не прерывался ли процесс мышления? Не терялись ли объекты общения? Какова была реакция слушателей? (79) Что мешало? Что стимулировало выступление? Не оборвалась ли кинолента видений? Не был ли напряжен в эмоциональные моменты исполнения? Держал ли форму стиха? Что из задуманного получилось лучше, что хуже? Владел ли художественной перспективой? Воздействовал ли? Не смазал ли финал? Говорила ли реакция зрителей о том, что донес до них основной смысл произведения? Выполнил ли действенную задачу?
|
|
Как бы хорошо ни выступил чтец, его работа должна стать предметом анализа в коллективе. Ведь идет непрекращающийся процесс учебы, проникновение в пленительные тайны поэзии и искусства словесного действия. С этой целью полезно использовать разработанную нами примерную схему оценки выступления.Она будет учить участников коллектива творческому анализу и синтезу, поможет воспитать системность мышления, выработать критерий объективной оценки выступления, устранит вкусовщину и дилетантизм в искусстве.