Тема 1. Феномен науки

Понятие науки. Три аспекта бытия науки:

- наука как познавательная деятельность;

- наука как социальный институт;

- наука как особая сфера культуры.

Каждый человек в своем развитии с раннего детства до зрелости проходит свой собственный путь. Наиболее общим, объединяющим все эти индивидуальные пути развития людей, является путь от незнания к знанию. Более того, весь путь развития человечества в целом тоже представляет собой движение от незнания к знанию.

Знания могут быть различными: житейскими (повседневными, обыденными), научными, эмпирическими и теоретическими. Элементарные знания свойственны животным, которые располагают верной информацией о некоторых свойствах вещей и их простейших отношениях, что является необходимым условием их верной ориентировки в окружающем мире. Элементарными житейскими знаниями располагают дети раннего возраста; известно, что ребенок до трехлетнего возраста овладевает примерно половиной всей той информации, которую предстоит ему усвоить за всю жизнь. Каждый человек в ходе своей жизни приобретает множество эмпирических сведений о внешнем мире и о самом себе. Уже первобытные люди обладали немалыми знаниями в форме передаваемых от поколения к поколению полезных сведений, обычаев, эмпирического опыта, производственных рецептов; они многое умели делать и их умения основывались на знаниях.

И житейские, и научные знания основаны на практике. Все виды знания являются верным отражением вещей. Но, тем не менее, научные знания существенным образом отличаются от житейских и донаучных. Житейские, эмпирические знания, как правило, сводятся к констатации фактов и их описанию.

Например, моряки превосходно знали, как надо пользоваться рычагами, а купцы - весами. Это было известно задолго до того, как Архимед открыл закон рычага. Но этот закон дал возможность создать новые механические изобретения, которые, может быть, не пришли бы в голову никакому практику. Научные знания предполагают не только констатацию фактов и их описание, но и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Научное познание отвечает на вопросы не только «как», но и «почему» протекает событие.

Сущность научного знания заключается в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений, объектов и событий. Венцом научной работы является предсказание. Оно раскрывает нам даль грядущих явлений или исторических событий, оно есть признак, свидетельствующий о том, что научная мысль подчиняет задачам человечества и силы природы, и силы, движущие мысль общественную. Весь прогресс научного знания связан с возрастанием силы и диапазона научного предвидения. Предвидение же дает возможность контролировать процессы и управлять ими. Жизненный смысл всякой науки может быть охарактеризован так: знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать.

Слово «наука» буквально означает знание. Под знанием понимается достоверное, истинное представление о чем-либо (БРЭС). Наш разум движется от незнания к знанию, от поверхностного знания к все более глубокому и всестороннему. Средством фиксации знания выступают естественный и искусственные языки и письменность.

Наука является составной частью культуры. Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие) – совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также самый процесс их созидания и воспроизводства. В этом смысле понятие культуры, в отличие от понятия природы, характеризует мир человека и включает в себя все ценности и нормы, верования и обряды, знания и умения, обычаи и установления (в т.ч. такие социальные институты как право и государство), язык и искусство, технику и технологию и т.д.

В структуре культуры можно выделить сферы культуры (например, профессиональная и обыденная) и формы культуры: нравственность, религия, философия, искусство, наука, политика, право, экономика, образование и т.д. Например, мифология является фантастическим отражением окружающего мира; религия – торжеством веры; философия – стремлением к всеобщему знанию и поискам истины; искусство – торжеством раскрепощенных человеческих чувств; наука – торжеством разума и т.д.

Термин «наука» - science и «учёный» - scientist впервые были введены Уильямом Уэвеллом (1794-1866) в его работе «Философия индуктивных наук» в 1840 году: «…нам крайне нужно подобрать название для описания занимающегося наукой вообще. Я склонен называть его Учёным».

Автор фундаментального труда «Наука в истории общества» английский ученый Дж. Берналл замечает: «Наука так стара и на протяжении истории претерпела столько изменений…, что любая попытка дать ее однозначное определение (а таких имеется немало в истории науки), более или менее точно выражает лишь один из ее аспектов, … характерный для данной эпохи». Историческую изменчивость понятия «Наука» можно проследить, сравнивая определения, например, у Ф. Бэкона, Р. Декарта, Ф. Ницше, К. Поппера и др.

Наука - это исторически меняющийся, сложный по своей структуре феномен культуры и, поэтому, представления о ней не могут быть неизменными (см. дискуссии о предмете науки, содержании понятия «наука» которые имели место практически все 20-е столетие).

Большинство авторов выделяют такие базовые признаки науки:

-специфическая форма духовной деятельности, связанная с процессом и теоретической систематизацией знаний;

- система и структура знаний со своими специфическими способами и нормами организации;

-социальный институт, объединяющий отдельных ученых в научных сообществах, и структуры, непосредственно связанной с социокультурным контекстом.

Таким образом, анализ науки как специфического феномена может идти в разных аспектах, под различным углом зрения. Однако общим, интегральным в понимании науки может быть следующее: наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание, на основе открываемых ею законов, явлений действительности, представляющих предмет ее изучения. Зародившись в древнем мире, в связи с потребностями общественной практики, как относительно самостоятельная сфера познавательной деятельности, наука начала складываться в 16-17 вв. и в ходе дальнейшего развития (20 столетие) превратилась в производительную силу и важнейший социальный институт, оказывающий влияние на все сферы жизни общества.

Если понимание науки как познавательной деятельности достаточно очевидно на протяжении всей ее истории, то рассмотрение ее как социального института требует пояснения.

Как «социальный институт» наука это - сообщество людей, объединенных общими целями задачами, способами и формами организации и деятельности. Важной чертой социального института является наличие в нем собственных (наряду с общими) законов функционирования, идеалов и традиций. Таким образом, наука, как и любой другой социальный институт – это организованное объединение людей, ученых профессионалов, деятельность которого связана с производством знаний. В этом качестве наука непосредственно связана с культурой, обществом и является объектом изучения социологии науки.

Дж. Бернал в работе «Социальная функция науки» подчеркивал информативную роль науки как жизненно необходимую обществу; Т. Парсонс указывал на устойчивое распределение ролей в науке как социальном институте; Э. Дюргейм подчеркивал принудительный характер институциональных форм деятельности ученого. По определению Т. Куна, современная наука – это, прежде всего, деятельность научных сообществ, историческими аналогиями которых являются «республики ученых», «невидимые колледжи» и др.

Превратившись из кабинетной деятельности ученого-одиночки в институализированную форму деятельности, наука стала достоянием многих профессионалов, научных сообществ и корпораций национального и наднационального масштаба. Современная наука выступает уже в роли непосредственной производительной силой общества, качественно меняющей все области человеческой деятельности: труд, свободное время, быт, весь образ жизни. Еще недавно наука была свободной деятельностью отдельных ученых, которая мало интересовала общество, государство, общественность; сегодня наука – важнейшее национальное и общечеловеческое достояние, мощная движущая сила социального развития.

Наука ориентируется на объективность и на первый взгляд свободна от ценностей. Считается, что для науки нет запретных тем и что естествознание не может быть оценено по шкале «хорошо-плохо». Культура же, наоборот, есть царство ценностей. Так фактор ценностей используется для размежевания естественно-технического и социально-гуманитарного знания.

Наука, как и всякая иная сфера деятельности, связана с целеполаганием, ценностными нормами, установками и идеалами. В самом общем виде ценностность выступает как один из тех фундаментальных способов бытия человека в мире, связанный с регулированием его отношений к миру объектов и субъектов. Ценности не сводятся к нравственно-этическим императивам. Ценностью науки является доказательность, логичность, простота и др. Ценности науки обуславливают ориентации, мотивации, поступки, деятельность.

Ценности в науке чаще всего выступают в виде методологических норм и процедур научного поиска, методик проведения экспериментов и оценок их результатов. Существуют этические императивы научно-профессиональной деятельности. Ценности выступают своеобразными социокультурными регулятивами, опосредующими познавательный процесс.

Модели тех или иных когнитивных ценностей выражают себя в мировоззрении ученого, его убеждениях.

Внутринаучные ценности могут быть субъективными и объективными, выражая или личные ценностные предпочтения ученого или более или менее общепринятую шкалу ценностей. В целом ценности выражают важнейшие жизненные смыслы, сложившиеся в ходе развития общества и науки.

Научные ценности неотделимы от социальных, которые укоренены в структуре общества: свобода, права собственности, равноправие и др.

Социальные ценности воплощены в деятельности социальных институтов, разносторонне воздействующих на науку. Научные ценности выступают как пересечение (синтез) социальных и внутринаучных (междисциплинарных) ценностей. Значительную роль в этом синтезе играют этические ценности.

Этос науки, по определению Мертона, – это эмоционально окрашенный комплекс правил, предписаний, обычаев и традиций, образующих соответственные нормы действий и поведений.

В современном технологизированном мире эти правила особенно актуальны, поскольку определяют духовную атмосферу научного творчества А.Эйнштейн говорил, что безответственность учёного рождает человеческие трагедии, уничтожающие результаты самых дерзновенных научных достижений.

Все особенности ценностной ситуации в обществе и науке можно наблюдать в образовании - сложной социокультурной сфере, соединяющей в себе обучение и воспитание. Образование, как известно, это одна из областей жизнедеятельности человека, где он формируется как личность, специалист, профессионал и, наконец, - как культурный человек. Роль ценностных ориентиров здесь особенно велика.

Существуют разные концепции и модели нацеленные на модернизацию образования в России. Обосновывается необходимость сохранения национальной идентичности и вместе с тем необходимость приобщения к общекультурным, межнациональным ценностям: соблюдая принцип единства новаций и традиций. Ставится задача перехода (отказа) от идеологий, претендующих на универсальность и монополию, к разнообразию нормативно-ценностных установок, соблюдая принцип образовательного плюрализма. Утверждается установка на либерализм и прагматизм: принцип свободы и деятельности. Решение всех этих задач во многом связано с наукой: теоретическое и эмпирическое обоснование, экспериментирование, прогнозирование и т.д.

Процесс образования, таким образом, выступает как деятельность, синтезирующая решение социокультурных, научных и аксиологических задач формирования личности.

Наука пронизывает все сферы человеческой деятельности и, потому, понимание действительного места, роли, значения науки в жизни современного общества чрезвычайно важно. Философия науки и есть та область теоретического знания, которая ставит своей задачей изучение общих закономерностей познавательной деятельности в ее историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

Именно наука и служит источником нового знания. Таким образом, наука – это познавательная деятельность людей, основной целью которой является истина, а основным продуктом – знание. Это особенно важно подчеркнуть, учитывая, что объем информации, которой владеет человечество, удваивается в среднем каждые 10-15 лет.

Итак, сущность науки весьма многогранна и ее можно попытаться раскрыть с помощью следующего развернутого определения.

Наука – это сфера высокоспециализированной деятельности человека, целью которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, а также результаты этой деятельности. Это вид познавательной деятельности, направленной на получение системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.

Образное определение науки приведено в Толковом словаре В.И. Даля (1866 г.): «Наука – (в высшем значении) – разумное и связное знание: полное и порядочное собранье опытных и умозрительных истин, какой-либо части знаний; стройное, последовательное изложенье любой отрасли, ветви сведений».

А вот академик Л.А. Арцимович дал следующее (шуточное) определение науки (журнал «Новый мир», №1, 1967): «Наука есть лучший современный способ удовлетворения любопытства отдельных лиц за счёт государства».

Понятие науки применяется как для обозначения всей системы проверенных практикой знаний, представляющих объективную истину, так и для указания на отдельные области научных знаний, на отдельные науки (или научные дисциплины). Когда область действительности определена достаточно четко, синонимом науки в этом смысле может быть теория, например: теория информации, теория управления, теория распространения радиоволн и т. д.

Посредством науки человечество осуществляет свое господство над силами природы, развивает материальное производство, преобразует общественные отношения. Наука способствует выработке определенного мировоззрения, освобождает человека от предрассудков и суеверий, расширяет его кругозор, совершенствует его умственные способности и нравственные убеждения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: