История науки и техники

Учебно-методическое пособие

Санкт-Петербург 2006

История науки и техники. Учебно-методическое пособие./Под ред. Ткачева А.В. – СПб.: СПБ ГУ ИТМО, 2006. – 143 с.

Авторский коллектив: доцент Ошарин А.В. доцент Ткачев А.В. ст. преп. Чепагина Н.И.

История науки и техники – это сравнительно молодая наука, которая начинает складываться в качестве самостоятельного раздела исторического знания лишь в конце позапрошлого столетия. Именно тогда, а точнее, в 1892 году, впервые во Франции появляется самостоятельная кафедра истории науки. С этого времени начинается период более или менее ускоренного развития истории науки и техники в качестве самостоятельной научной дисциплины, которое привело в середине прошлого века к превращению этой молодой науки в одну из важнейших отраслей исторического знания. Своим предметом история науки и техники имеет не просто реконструкцию прошлого научного знания, но и исследование процесса развития науки с целью выявления тех глубинных тенденций и закономерных связей, которые определяют содержание и направление этого процесса. В данном методическом пособии для студентов старших курсов рассматриваются вопросы, связанные с развитием науки и техники от простых орудий труда до нанотехнологии.

В СПб ГУ ИТМО преподавание дисциплины «История науки и техники» обеспечивается кафедрой всемирной истории.

Учебно-методическое пособие печатается по решению Ученого совета гуманитарного факультета, протокол № 9 от 16.05.2006 г.

© Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, 2006

© Ошарин А.В., Ткачев А.В., Чепагина Н.И., 2006


Оглавление

1. Программа лекционно-практического курса «История науки и техники». 9

1.1. Цели и задачи курса. 9

1.2. Требования к уровню освоения дисциплины.. 9

1.3. Объем и виды учебной работы.. 9

1.4. Содержание дисциплины.. 10

1.4.1. Разделы дисциплин и виды занятий. 10

1.4.2. Содержание разделов дисциплины.. 11

1.5. Планы семинарских занятий. 14

2. Краткие конспекты по разделам дисциплины.. 15

2.1. Знания и технологические возможности доцивилизационного развития человечества. 15

2.2. Уровень технического и технологического развития в древних цивилизациях 19

2.3. Научная и техническая культура античности. 35

2.4. Научно-технические знания средневековой Европы.. 45

2.5. Возрождение. 56

2.6. Новое время. Научная революция XVII века: этапы, структура, герои, результаты.. 64

2.7. Механическая картина мира и классическая наука. 73

2.8. Электродинамическая картина мира. Становление “Неклассической науки” 93

2.9. Постнеклассическая наука. 97

3. Рекомендуемая литература. 104

3.1. Обязательная литература. 105

3.2. Дополнительная литература. 107

3.3. Источники. 111

4. Контрольные вопросы к зачету. 116

5. Справочные материалы.. 117

5.1. Персоналии. 117

5.2. Понятия, термины.. 124

5.3. Нобелевские лауреаты.. 129

6. Кафедра всемирной истории. 147

Введение. Цели и задачи истории науки и техники (как научной и учебной дисциплины). Основные понятия и подходы

Цели учебного курса: сформировать целостное представление о развитии науки и техники как историко - культурном явлении;структурировать информационное поле о достижениях человеческой мысли в различные периоды истории; обобщить сведения полученные по другим дисциплинам, затрагивающим проблемы развития человеческого общества; показать взаимосвязь и взаимообусловленность проблем, решаемых специалистами различных специальностей. Задачи учебного курса:научить грамотно оценивать события истории науки и техники; научить пользоваться основными источниками по истории науки и техники; научить системному подходу в оценке развития любой научной дисциплины.

Сегодня история науки и техники может быть охарактеризована положениями: История науки и техники носит характер междисциплинарности. История науки и техники - комплексная наука: одновременно естественная и техническая.

История науки и техники - интегративная наука: объединяет на новом уровне достижения отдельных научных направлений и не является простой суммой знаний. История науки и техники - динамично изменяющаяся наука: пополняется новыми знаниями, концепциями и фактами.

При исследовании новой научной проблемы или создании нового объекта техники имеется, как правило, несколько гипотез, путей решения - знания истории науки и техники позволяют выбрать закономерный путь развития. Знание истории развития науки и техники позволяет обоснованно выбирать (предложить к более глубокому анализу) правильную альтернативу для дальнейшего развития науки и техники; подсказывает аналогии (исторические), попытки решения данной проблемы в прошлом; позволяет выявлять приемы научного познания и научноготворческого мышления,закономерности и законы развития науки и техники в целом. Задачи истории науки и техники:поиск, систематизация, анализ и обобщение историконаучных и историко-технических фактов; постоянное расширение источниковой базы исследований; выявление и обоснование законов и закономерностей научно-технического развития; анализ роли и значения развитии науки и техники в культурно-историческом развитии; постоянное совершенствование методологического обеспечения исследовательской практики (уточнение понятийного аппарата, углубление анализа текстов и материальных источников, создание и критика концептуальных моделей описания и объяснения историко-научного и историко-технического знания, расширение практики использования экспериментальной проверки и математического описания исторического знания, радикальное расширение использования современных компьютерных технологий в истории науки и техники); исследование особенностей развития науки и техники в отдельные периоды, в отдельных регионах и странах; рассмотрение вопросов приоритета.

Каждое лицо, принимающее решения, обрабатывает факты очевидной реальности исходя из своего миропонимания. Его цель - постижение истины. Истина: з нание, которое удовлетворяет теоретическим стандартам, или решение проблемы, которое признается приемлемым вследствие подтверждения на практике.Адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение, как он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания; объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалектике ее развития. То, что соответствует действительности. Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом.

К предмету истории науки и техники относятся:

- информация о событиях и творцах истории науки и техники;

- материальные памятники истории науки и техники;

- процессы получения, обоснования научного и технического знания в

различных культурно - исторических условиях (контекстах); - структура и содержание научно - технического знания.

Предмет, в общем виде (его выбор, структура, описание) полностью определяетсяцелями и задачами исследования. В качестве предмета может выступать и ненаучное знание (например, миф).

Отдельные направления сложившейся предметной структуры работ по истории науки и техники: типология по предметной структуре науки и техники и их проблемам; типология по масштабности предмета исследования; типология по хронологическому и географическому принципу; научные биографии; памятники научной и технической мысли; типология работ по специфике целей, методов и средств исследований.

Историко-научно-технические исследования начинаются с работы над источниковой базой.Этапы работы: поиск источников; отбор источников; критический анализ источников. Критический анализ источников проводится для: выявления подлинности источника; выявления достоверности информации, содержащейся в источнике; обоснования использования источника и информации источника в исследовании. В последнее время активно формируется новое направление - "источниковедение истории науки и техники".

В историко-научном и историко-техническом исследовании важная роль принадлежит понятиям "факт" и "источник".Факт -действительное, невымышленное происшествие, событие, явление; твердо установленноезнание, данные в опыте, служит для какого-либо заключения, вывода и является проверкой для предположения. Источник -письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование.

Многообразие целей и задач истории науки и техники, широта предмета ее исследований, предопределяет большой выбор применяемых методов. Главное требование - требование научности (объективности), и поэтому к нему применимы все характеристики научной методологии. При этом естественно стремление ккомплексному исследованию фактов и процессов в истории науки и техники, к реализации системного подхода.

Метод вторичен по отношению к целевой установке исследования и выбранной предметной области (хотя и сам метод, в том числе исторический, и его развитие может быть предметом историко-научного исследования). В каждом конкретном историко - научном исследовании необходимо оговорить возможности и ограничения применяемых методов.Метод - рациональная основа способа действия.

В историко-научных и историко-технических исследованиях применяются следующие методы: историко-генетический; сравнительный; типологический; структурный; структурно-функциональный; статистический; моделирования (физического и математического); количественный; частные методы естественнонаучных, гуманитарных и технических наук.

Системный подход - направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; подход, ориентирующий исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.Системный подход реализуется посредством сравнительного анализа (протекания процессов); логического анализа (развития ситуации); исторического анализа (существования проблем).

При проведении научной, исследовательской деятельности ученый, специалист сталкивается с этическими проблемами. Этика науки- дисциплина, изучающая нравственные основы научной деятельности. Исторически научная этика берет свое начало от концепции эволюционной этики, впервые сформулированной английским философом и социологом Г.Спенсером. Согласно этой концепции нравственность рассматривается как форма развития эволюционного процесса, затрагивающего всю живую природу на той ее стадии, которая соотносится с развитием человеческого общества. Соотношение добра и зла - это соотношение более развитого и менее развитого. Свое дальнейшее развитие эта концепция получила в трудах английских ученых Д. Хаксли, К.Уодингтона.

Главный методологический принцип научной этики заключается в том, что нравственность рассматривается не в качестве специфического общественного явления, а как проявление процесса биологической эволюции. С точки зрения эволюционной этики, нравственным долгом следует считать принятие человеком на себя миссии продолжения общей мировой эволюции и создания нового общества, находящегося в гармоническом единстве с космосом. Попытки найти объективные основания морали в данных естествознания можно обнаружить в концепциях русских философовкосмистов В.Вернадского, Н.Федорова, А.Чижевского. Известный английский зоолог и философ Д.Хаксли выдвинул концепциюэволюционного гуманизма, сущность которой состоит в том, что человек представляет собой лишь один вид существующей на Земле жизни, и поэтому все члены человеческого общества не должны быть враждебно настроены друг против друга, несмотря на различия в религиях, нациях и т.д., каждый член общества несет ответственность за свое будущее и будущее всей планеты, полагаясь только на самого себя. В своих стремлениях человек должен руководствоваться повышением качества уровня жизни (не в ущерб окружающей среде), а не приобретением материальных благ. Каждая из этических программ, концепций связана с формированием новой системы мышления, основанной на всех духовных компонентах культуры. Причем формирование этого мышления должно проходить в неразрывной связи с получением профессиональных знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: