Манипуляции с объектами

Выделение объектов Действия, связанные с трансформационными искажениями и скруглениями углов прямоугольника, лучше всего производить, активизировав инструмент Pick (Выбор) () (рис. 4). Рис. 4. Расположение инструмента Pick (Выбор) в окне программы CorelDRAW Инструмент Pick (Выбор) очень удобно использовать при работе с объектами, поскольку именно он позволяет выбирать построенные объекты или несколько объектов, находящихся в рабочей области окна программы CorelDRAW. Чтобы выделить отдельный объект с помощью инструмента Pick (Выбор), выполните следующие действия.
  1. Выберите инструмент Pick (Выбор) ().
  2. Наведите острие стрелки указателя мыши() на контур объекта, который необходимо выделить (рис. 5, а).
  3. Не отводя указатель мыши от контура объекта, выполните щелчок.
Если при щелчке рука не дрогнула и вы попали острием стрелки указателя на контур объекта, то в результате вокруг объекта появится невидимая габаритная рамка (selection box), обозначаемая восемью управляющими маркерами (прямоугольники () в углах и на серединах сторон) и центром, отмеченным значком (рис. 5, б). Рис. 5. Расположение указателя мыши при выделении объекта (а) и пример выделенного объекта (б) Чтобы воспользоваться инструментом Pick (Выбор) для выделения нескольких объектов (группы), выполните следующие действия.
  1. Выберите инструмент Pick (Выбор) ().
  2. Выделите один из объектов будущей группы.
  3. Нажмите на клавиатуре клавишу Shift и, удерживая ее, продолжайте выбирать объекты, указывая на их контуры указателем и щелкая кнопкой мыши.
  4. После того как будет выбран последний объект группы, отпустите клавишу Shift.
В результате вокруг группы выделенных объектов появится габаритная рамка (рис. 6). Рис. 6. Выделение нескольких объектов (группы) Только после того как объект или группа объектов выбрана, можно производить действия, связанные с трансформационными искажениями. Чтобы снять выделение с объекта, входящего в группу выделенных, необходимо при нажатой клавише Shift подвести к контуру требуемого объекта указатель мыши и щелкнуть. Только после того как объект или группа объектов выбрана, можно производить действия, связанные с трансформационными искажениями. Над всеми объектами или группами объектов в программе CorelDRAW можно производить следующие трансформационные искажения (рис. 7):
  • перемещение;
  • масштабирование;
  • поворот;
  • наклон;
  • зеркальное отображение.
Рис. 7. Примеры трансформационных искажений Все виды трансформационных искажений можно выполнять как свободным движением руки с помощью мыши, так и точно, путем указания числовых значений параметров конкретного искажения. Помним, что вокруг выделенного объекта появляется невидимая габаритная рамка. Кроме этого, вверху окна программы отображается панель свойств с доступными числовыми значениями искажения данного объекта (рис. 8, 9). Рис. 8. Выделенный объект и панель свойств с доступными числовыми значениями искажения Рис. 9. Панель свойств при выделенном объекте Система координат При перемещении объекта (или группы объектов) внутри рабочей области используется система координат, состоящая из двух взаимно перпендикулярных осей — X и Y. Ось X ориентирована горизонтально (слева направо), а ось Y — вертикально (снизу вверх) (рис. 10). Начало отсчета системы координат XY совпадает с левым нижним углом печатной страницы. Рис. 10. Система координат на рабочей области Для указания месторасположения любого объекта на рабочей области применяются две координаты. Первая координата — x — определяет положение объекта по горизонтали относительно левого края печатной страницы, а вторая координата — y — задает положение объекта относительно ее нижнего края. За точку привязки объекта к системе координат XY принимается маркер центра габаритной рамки объекта (). Перемещение Перемещать объект можно как свободным движением руки, мышью, так и точно, путем указания числовых значений координат x и y. Чтобы переместить объект (группу объектов) с помощью мыши, необходимо действовать следующим образом.
  1. Выделить требуемый объект (группу объектов).
  2. Подвести указатель мыши к маркеру центра габаритной рамки ().
  3. Когда указатель примет вид четырех направленной стрелки (), нажать кнопку мыши и, удерживая ее, перетащить объект.
  4. Закончить перемещение объекта (группы объектов) освобождением кнопки мыши.
Как упоминалось, при выделении объекта (группы объектов) вверху окна программы Чтобы точно переместить объект (группу объектов) путем указания числовых значений координат x и y, необходимо выполнить такие действия.
  1. Выделить требуемый объект (группу объектов).
  2. Подвести указатель мыши к требуемому полю со значением координаты x или y положения объекта (Object(s) Position) на панели свойств.
  3. Когда указатель примет вид черточки ("I"), щелкнуть кнопкой мыши.
  4. Удалить прежнее числовое значение и ввести с клавиатуры новое.
  5. Закончить ввод значения нажатием на клавиатуре клавиши Enter.
Практическое задание 2. Точное расположение прямоугольника Постройте небольшой прямоугольник и расположите его, задав координаты: x = 110 мм, y = 150 мм. Прямоугольник должен расположиться примерно в центре страницы. Изменение размеров (масштабирование) Геометрические размеры объекта можно изменять как свободным движением руки с помощью мыши, так и точно, путем указания числовых значений ширины и высоты. Чтобы с помощью мыши изменить геометрические размеры объекта (группы объектов), необходимо выполнить такие действия.
  1. Выделить требуемый объект (группу объектов).
  2. Навести указатель мыши на один из маркеров габаритной рамки (например, на нижний средний).
  3. Когда указатель мыши примет вид двунаправленной стрелки (), нажать кнопку мыши и, удерживая ее, перетащить маркер. При этом размер габаритной рамки изменится (рис. 11).
  4. Закончить изменение геометрического размера объекта (группы объектов), отпустив кнопку мыши.
Рис. 11. Свободное трансформирование объекта Расположение указателя мыши на том или ином маркере габаритной рамки приводит к тому, что указатель принимает вид горизонтальной, вертикальной или диагональной двунаправленой стрелки (рис. 12). Стрелки указателя мыши указывают разрешенные направления трансформирования объекта. Чтобы точно изменить геометрические размеры объекта (группы объектов) путем задания числовых значений, следует выполнить такие действия.
  1. Выделить нужный объект (группу объектов).
  2. На панели свойств щелкнуть кнопкой мыши на поле, соответствующем ширине или высоте (параметр Object(s) Size (Размер объектов)).
  3. Когда указатель мыши примет вид"I", щелкнуть кнопкой мыши.
  4. Удалить прежнее значение и ввести новое.
  5. Закончить ввод значения нажатием на клавиатуре клавиши Enter.
Рис. 12. Примеры вида указателя мыши при трансформировании Возможна ситуация, когда при изменении ширины объекта автоматически изменяется и его высота, или наоборот. При этом любое изменение одного параметра влечет за собой изменение второго так, что пропорции объекта сохраняются. В этом случае необходимо обратить внимание на состояние маленькой кнопки блокировки, выполненной в виде "замка", — Nonproportional Scaling/Sizing Ratio(Непропорциональное масштабирование/размеры) (см. рис. 12). В нажатом состоянии кнопки "замок" открыт — это значит, что изменение одного размера объекта (например, ширины) не будет приводить к каким-либо изменениям другого. При отжатом состоянии кнопки "замок" закрыт — значит, после изменения одного размера пропорции объекта будут сохраняться. Практическое задание 2. Точное построение
  1. Постройте прямоугольник произвольного размера.
  2. Установите для него значение ширины — 10 мм, высоты — 10 мм.
  3. Задайте координаты объекта: x = 100 мм, y = 150 мм.
  4. Постройте еще один прямоугольник с размерами 10x15 (ширина — 10 мм, высота — 15 мм) Задайте его координаты: x = 90 мм, y = 160 мм..
  5. Установите для построенных прямоугольников черный цвет заливки (рис. 13). Для этого выделите объекты, переведите указатель мыши на палитру цветов, раcположенную в окне справа, выберите черный цвет и щелкните кнопкой мыши.
Рис. 13. Итоговое изображение Вращение Объект можно вращать как с помощью мыши, так и точно, путем указания числового значения угла поворота. Повторный щелчок на выделенном объекте (группе объектов) приводит к тому, что управляющие маркеры габаритной рамки принимают вид двунаправленных стрелок, располагающихся в углах и на серединах сторон. Маркер центра габаритной рамки () становится маркером центра вращения и принимает вид (рис. 14). Рис. 14. Пример выделенного объекта в режиме Rotation (Поворот) Управляющие маркеры габаритной рамки в виде изогнутых двунаправленных стрелок, располагающихся на углах, предназначены для поворота объекта (группы объектов) вокруг маркера центра вращения (). Чтобы повернуть объект (группу объектов) с помощью мыши, необходимо выполнить следующие действия.
  1. Выделить требуемый объект (группу объектов).
  2. Перейти в режим вращения, повторно щелкнув на выделенном объекте (группе объектов).
  3. Расположить указатель мыши на любом угловом управляющем маркере в виде изогнутой двунаправленной стрелки.
  4. Когда указатель мыши примет вид , нажать кнопку мыши и, не отпуская ее, произвести дугообразное движение мышью, поворачивая объект (группу объектов) (рис. 15).
  5. Закончить поворот, отпустив кнопку мыши.
Рис. 15. Поворот объекта мышью Другой способ вращения объекта (группы объектов) заключается в точном указании угла поворота (Angle of Rotation) и направления вращения: по часовой стрелке или против. Кроме полей, определяющих положение и геометрические размеры выделенного объекта или группы, на панели свойств присутствует поле Angle of Rotation (Угол поворота). Чтобы точно, путем указания числового значения угла, повернуть объект (группу объектов), следует выполнить следующие действия.
  1. Выделить требуемый объект (группу объектов).
  2. На панели свойств щелкнуть кнопкой мыши на текстовом поле Angle of Rotation (Угол поворота).
  3. Удалить прежнее значение и ввести новое.
  4. Закончить ввод значения нажатием на клавиатуре клавиши Enter.
В отличие от способа трансформации с помощью мыши, в данном случае не требуется переводить выделенный объект в режим вращения повторным щелчком. Центр вращения По умолчанию центр вращения () совпадает с центром габаритной рамки объекта (). Однако положение центра вращения можно изменить, переместив его в требуемое место. Чтобы изменить положение центра вращения объекта (группы объектов) с помощью мыши, нужно выполнить такие действия.
  1. Расположить указатель мыши на маркере центра вращения ().
  2. Когда указатель превратиться в перекрестие (), нажать кнопку мыши и, не отпуская ее, переместить центр вращения.
  3. Закончить перемещение освобождением кнопки мыши.
Панель Transform (Преобразование) Кроме изменения положения центра вращения объекта свободным движением, с помощью мыши, существует возможность точного задания положения центра вращения. Для этого необходимо отобразить дополнительную панель инструментов — Transform (Преобразование) (рис. 15). Рис. 15. Панель инструментов Transform (Преобразование) Чтобы отобразить в окне программы данную панель, следует выполнить следующие действия.
  1. В строке меню вверху окна программы выбрать пункт Window(Окно), щелкнув на нем кнопкой мыши.
  2. Выбрать пункт Toolbars (Панели инструментов).
  3. Из списка доступных панелей инструментов выбрать Transform(Преобразование).
Чтобы точно, путем указания числовых значений координат x и y, изменить положение центра вращения объекта, необходимо действовать следующим образом.
  1. Выделить требуемый объект.
  2. На панели Transform (Преобразование) щелкнуть кнопкой мыши на требуемом поле со значением координаты x или y (параметр Center of Rotation Position (Положение центра вращения)).
  3. Удалить прежнее значение и ввести новое.
  4. Закончить ввод значения нажатием клавиши Enter на клавиатуре.
Другой способ — это смещение центра вращения относительно его первоначального положения. Для этой цели удобно перейти в относительную систему координат, в которой за начало отсчета принимается центр габаритной рамки объекта. Итак, в относительной системе координат центр габаритной рамки объекта принимается за начало отсчета, координаты которого — x = 0 и y = 0. Положительное значение координаты x задает смещение вправо, отрицательное (со знаком минус) — влево. Положительное значение координаты y задает смещение вверх, отрицательное — вниз. Для выбора относительной системы координат предназначена кнопка Relative to Object (Относительно объекта) на панели Transform(Преобразование) (см. рис. 15). Таким образом, при использовании относительной системы координат вы задаете положение центра вращения объекта относительно центра габаритной рамки. Практическое задание 3. Вращение
  1. Постройте квадрат размером 15x15 мм. Установите для него черный цвет заливки
  2. Создайте копию квадрата, перейдите в режим вращения и слегка поверните ее по часовой стрелке. Установите для копии белый цвет заливки (рис. 16).
  3. Создайте еще одну копию квадрата, поверните ее и установите цвет заливки так, чтобы получилось следующее изображение (рис. 17).
  4. Создайте третью копию, поверните ее и установите белый цвет заливки, чтобы получилось итоговое изображение (рис. 2.18).
Рис. 16. Результат поворота и заливки копии белым цветом Рис. 17. Результат поворота и заливки второй копии Рис. 18. Итоговое изображение Практическое задание 4. Индустриальный цветок
  1. Постройте прямоугольник размером 10x15мм
  2. Перейдите в режим вращения.
  3. Сместите центр вращения прямоугольника вверх на расстояние, примерно равное половине высоты прямоугольника (7 мм) (рис. 19).
  4. Создайте четыре копии построенного прямоугольника и поверните копии таким образом, чтобы получилось итоговое изображение. Установите для прямоугольников черный цвет заливки (рис. 20).
Рис. 19. Смещенный центр вращения Рис. 20. Итоговое изображение
Наклон Одним из видов трансформационных искажений является наклон. Смещением горизонтальных или вертикальных сторон друг относительно друга можно получить различные варианты (рис. 21). Рис. 21. Преобразование объекта наклоном В каком бы направлении ни производился наклон, стороны, лежащие друг напротив друга, параллельно смещаются, как бы скользя. Объект можно наклонять как свободным движением руки, с помощью мыши, так и точно, путем указания числовых значений. Чтобы наклонить объект (группу объектов) с помощью мыши, необходимо выполнить следующие действия.
  1. Выделить требуемый объект (группу объектов).
  2. Перейти в режим наклона, повторно щелкнув на выделенном объекте (группе объектов).
  3. Расположить указатель мыши на нужном управляющем маркере в виде прямой двунаправленной стрелки.
  4. Когда указатель мыши примет вид или , нажать кнопку мыши и, не отпуская ее, исказить объект в одном из указанных стрелками направлений (рис. 22).
  5. Закончить искажение освобождением кнопки мыши.
Рис. 22. Наклон объекта Кроме того, точно производить искажение объекта в виде наклона можно указанием величины угла наклона на панели Transform(Преобразование) (параметр Skew Angle (Угол наклона)) (см. рис. 15). При выделении объекта (группы объектов) параметр Skew Angle (Угол наклона) используют для ввода углов наклона по горизонтали и вертикали. Чтобы точно, путем указания числового значения угла наклона, исказить объект (группу объектов), следует выполнить такие действия.
  1. Выделить требуемый объект (группу объектов).
  2. Расположить указатель мыши на требуемое поле Skew Angle(Угол наклона) на панели Transform(Преобразование).
  3. Когда указатель мыши примет вид "I", щелкнуть кнопкой мыши.
  4. Ввести значение угла наклона.
  5. Закончить ввод значения нажатием клавиши Enter на клавиатуре.
Рис. 23. Влияние знака угла наклона на направление скоса Следует отметить, что в большинстве случаев при данном трансформационном искажении объекта значение угла наклона не превышает 45°, поскольку значения, близкие к углу 90°, приводят к превращению объекта в бесконечную горизонтальную или вертикальную прямую линию (рис. 24). Рис. 24. Примеры трансформационных искажений объекта с различными значениями угла наклона Практическое задание 5. Mitsubishi
  1. Постройте прямоугольник размером 12x10 мм
  2. Наклоните его вправо на 30°.
  3. Сместите центр вращения в правый верхний угол объекта (рис. 25).
  4. Создайте две копии полученных ромбов и поверните их на 120 и 240°. Установите для объектов черный цвет заливки (рис. 26).
Рис. 25. Смещенный центр вращения Рис. 2.26. Итоговое изображение

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: