и главных размерений судна

Часть 1. Определение основных элементов

1.1. Назначение судна. Класс РС. Информация о перевозимых грузах.

Тип судна определяет его назначение. Тип проектируемого судна указывается в задании на курсовой проект. Поскольку многие задачи студенту предстоит решать по средствам программы Tribon, работать от будет с одним из следующих семи типов судов:

1) нефтерудовоз;

2) рефрижератор;

3) универсальный сухогруз;

4) контейнеровоз;

5) накатное судно;

6) танкер;

7) навалочное судно.

Чтобы узнать больше об особенностях тех или иных типов судов необходимо пользоваться дополнительной литературой. Методические указания не могут в себя вместить этот большой объем информации.

Класс РС необходимо присвоить судну, согласно части I Правил.

Студент сам выбирает, какой груз будет перевозить его судно. Необходимо использовать справочную литературу, где указана кубатура грузов. На данном этапе, располагая грузоподъемностью и удельной кубатурой перевозимого груза, целесообразно оценить необходимую вместимость трюмов и, возможно, в связи с этим предопределить возможность перевозки груза на палубе (лес, контейнеры, трейлеры, вагоны).

1.2. Выбор и обоснование АКТ.

Знаний, полученных по дисциплине «Конструкция судов и плавучих сооружений», достаточно для формирования этого раздела. На эту тему написано множество литературы, например. Однако обратите внимание, что вы описываете архитектурно-конструктивный тип проектируемого вами судна. Не нужно писать о том, какие бывают АКТ сухогрузных судов, достаточно описать только то, что относится к вашему судну:

− количество, расположение и протяженность надстроек;

− положение МКО по длине судна;

− число и степень раскрытия палуб;

− установки внутренних бортов, продольных переборок;

− размеры и общая протяженность грузовых помещений и др.

Каждый момент, упомянутый в вышеприведенном списке, должен быть разумно обоснован. Так, например, широкое раскрытие палуб контейнеровоза связано с тем, что его груз обрабатывается только вертикально, или количество продольных переборок данного танкера выбрано с тем, чтобы с одной стороны уменьшить площадь свободной поверхности жидкости, а с другой – уменьшить вес металлического корпуса. Нужно представить, что вы находитесь на совещании с заказчиком и в ответ на его техническое задание выступаете с техническим предложением. Он должен поверить, что его судно будет экономически выгодным, рациональным, надежным. Если вы в классе РС указали наивысший уровень автоматизации, то ему сложно будет понять, зачем вы надстройку поместили в кормовой части судна, а машинное отделение в средней части судна.

1.3. Определение основных элементов проектируемого судна.

1.3.1. Исходная информация. Нагрузка судна.

Водоизмещение судна – , с точки зрения веса, обычно разбивается на две основных составляющих:

– водоизмещение порожнем – , т;

– дедвейт – , т.е. , т.

Если величину в течение рейса судна можно считать величиной постоянной, то этого нельзя сказать о дедвейте. Поэтому, прежде чем приступить к решению задачи, необходимо зафиксировать, какой случай нагрузки принять в качестве расчётного.

Для транспортного судна – это случай наибольшего водоизмещения – 100% груза и 100% судовых запасов.

Водоизмещение судна порожнём можно по тем или иным признакам разбить на ряд составляющих: ,

где – масса голого корпуса, т;

– масса оборудования корпуса, т;

– масса энергетической установки, т;

– масса специального оборудования, т;

– запас водоизмещения, т.

Очень часто две первых составляющих объединяют и принимают – вес оборудованного корпуса, т.

Составляющие DW представим в виде: ,

где – полезная грузоподъемность судна, т;

– масса экипажа со снабжением, т;

– масса топлива, котельной воды, т, масла;

– масса судового снабжения, т;

– масса жидкого балласта, т;

– масса специального снабжения, т.

Составляющие и у транспортных судов обычно отсутствуют.

У промысловых судов:

– это масса морозильных камер, консервного цеха, рыбомучной установки и т.д., т;

. – масса промыслового и технологического снабжения, т.

Твердый балласт входит в статью , т.

Жидкий балласт включается в , т.

Прежде чем приступить к составлению уравнения масс проектируемого судна, необходимо разбить и судна-прототипа на те же составляющие, что и для проектируемого судна. Количество статей нагрузки должно быть одинаковым.

Расчетный случай нагрузки проектируемого судна и судна прототипа должен быть одинаков. При этом следует руководствоваться следующими отчетными документами по прототипу:

– расчет нагрузки масс и положения центра тяжести (ЦТ) судна порожнем;

– расчет дедвейта.

В отдельных проектах оба этих документа могут быть сведены в один.

Принятое водоизмещение судна прототипа , должно соответствовать его главным размерениям , , , т(1.1)

где – длина судна, м;

– ширина судна, м;

– осадка судна для принятого случая нагрузки, м;

– коэффициент общей полноты;

= 1,025 т/м 3 или 10,06 кН/м3 – удельный вес морской воды, кН/м3.

Далее данные прототипа сводятся в отдельные таблицы представленные ниже.

Независимые массы прототипа определяются по соотношению

(1.2)

Таблица 1.1 – Основные данные по судну-проекту

№ проекта для судна-проекта 573 Хар-ка Значение
Назначение судна-проекта Танкер -
Архитектурно – конструктивный тип   -
Класс Регистра   -
Тип энергетической установки   -
Автономность по запасам топлива , сут  
Число членов экипажа и пассажиров 18/5
Расчетная скорость хода , узл 18,3
Грузовместимость , м3  

Таблица 1.21 – Основные данные по судну-прототипу

№ проекта для судна-прототипа 573 Хар-ка Значение
Назначение судна-проекта Танкер -
Архитектурно – конструктивный тип   -
Класс Регистра   -
Тип энергетической установки   -
Мощность энергетической установки , кВт ГТЗА
Дальность плавания , миль  
Автономность по запасам топлива , сут  
Автономность по запасам воды и провизии , сут -
Число членов экипажа и пассажиров 35/5
Расчетная скорость хода , узл 18,7
Грузовместимость , м3 -
Удельно–погрузочная кубатура груза м3 -
Производительность технологического оборудования по сырью , т/сут -
Главные размерения судна – прототипа - -
Длина по КВЛ , м  
Ширина на миделе , м 25,8
Высота борта на миделе , м 13,7
Осадка, соответствующая заданному варианту нагрузки , м 10,65
Коэффициент общей полноты для этой осадки 0,75

Таблица 1.3 – Нагрузка масс судна-прототипа

Нагрузка масс судна – прототипа Хар-ка Значение
Корпус с оборудованием , т  
Энергетическая установка , т  
Специальное оборудование , т -
Запас водоизмещения , т  
Итого водоизмещение порожнем , т -
Полезная грузоподъемность , т  
Топливо , т  
Экипаж со снабжением , т  
Судовое снабжение , т  
Специальное снабжение , т -
Жидкий балласт , т  
Итого дедвейт , т -
Полное водоизмещение  

Таблица 1.4 – Основные данные по судну-прототипу

№ проекта для судна-прототипа Хар-ка Значение
Назначение судна-прототипа Танкер -
Архитектурно – конструктивный тип   -
Класс Регистра   -
Тип энергетической установки   -
Мощность энергетической установки , кВт ДВС
Дальность плавания , миль  
Автономность по запасам топлива , сут  
Автономность по запасам воды и провизии , сут -
Число членов экипажа и пассажиров 30/10
Расчетная скорость хода , узл 16,6
Грузовместимость , м3 -
Удельно–погрузочная кубатура груза м3 -
Производительность технологического оборудования по сырью , т/сут -
Главные размерения судна – прототипа    
Длина по КВЛ , м  
Ширина на миделе , м 21,4
Высота борта на миделе , м 11,4
Осадка, соответствующая заданному варианту нагрузки , м 8,99
Коэффициент общей полноты для этой осадки 0,747

Таблица 1.2 – Нагрузка масс судна-прототипа

Нагрузка масс судна – прототипа Хар-ка Значение
Корпус с оборудованием , т  
Энергетическая установка , т  
Специальное оборудование , т -
Запас водоизмещения , т  
Итого водоизмещение порожнем , т -
Полезная грузоподъемность , т  
Топливо , т  
Экипаж со снабжением , т  
Судовое снабжение , т  
Специальное снабжение , т -
Жидкий балласт , т -
Итого дедвейт , т -
Полное водоизмещение  

1.3.2. Алгебраическое (кубическое) уравнение масс.

Решение кубического уравнения масс производится с использованием двух судов-прототипов. Полученные результаты водоизмещения проектируемого судна сравниваются в виде:

от ,

где − водоизмещение проектируемого судна, полученное с использованием данных первого судна-прототипа, т;

− водоизмещение проектируемого судна, полученное с использованием данных второго судна-прототипа, т.

Для дальнейших расчетов окончательно принимаем то судно-прототип, которое наиболее близко по водоизмещению к проектируемому судну

,

где − водоизмещение первого судна-прототипа,

− водоизмещение второго судна-прототипа/

В общем случае уравнение масс представляется в виде

, (2.1)

При использовании формулы мощности вида

(2.2)

где – коэффициент, являющийся функцией числа Фруда , относительной длины судна – , коэффициента продольной полноты – , соотношений главных размерений , и – показатели степени при и .

Тогда уравнение (2.1) можно привести к виду

, (2.3)

, (2.4)

(2.5)

Величины вычисляются по близкому судну-прототипу (таблица 1.2). В отдельных случаях, когда нет близкого судна-прототипа, измерители масс можно принимать по обобщенному прототипу или по статическим данным. Измерители определяются следующим образом

, (2.7)

В формулах (2.7) имволом «0» обозначены соответствующие статьи нагрузки судна-прототипа.

Измеритель запаса водоизмещения вычисленный по прототипу – , обычно в расчетах не используется.

Запас водоизмещения необходим для компенсации отступлений от первоначального проекта, просчетов в определении масс, замене материала, избытке массы в заготовках и т.п. Запас водоизмещения – , который приводится в отчетных нагрузках масс прототипов – это уже остаток от заложенного в начале разработки проекта.

Поэтому на начальном этапе проектирования следует принимать в пределах 1,5 – 5% расчетного водоизмещения, причем меньшая величина относится к большим судам т.е. .

Необходимость приема жидкого балласта при нормальных условиях эксплуатации судна должна быть обоснована. Жидкий балласт, включаемый в нагрузку судна, принимают с целью обеспечения необходимой остойчивости, например, для универсальных лесовозов при перевозке палубного лесного груза.

Коэффициент морского запаса обычно принимается в пределах = 1,05…1,15.

Коэффициент принимается или по рекомендациям для отдельных типов судов, или вычисляется по близкому судну-прототипу: . Ходовое время или автономность по топливу, если оно не задано, определяется по формуле

, (2.8)

где – коэффициент использования скорости.

Составляющие независимых весов определяются следующим образом:

– обычно заданная величина.

и , если они не заданы, определяются пересчетом с прототипа в зависимости от производительности технологического оборудования Q или других параметров, не зависящих от водоизмещения судна. В ряде случаев значения этих величин берутся из справочной литературы.

Вес экипажа со снабжением может быть задан или определен по формуле

, (2.9)

где и – масса 1 члена экипажа и пассажира;

и – масса провизии на 1 члена экипажа и пассажира в сутки;

и – масса воды на 1 члена экипажа и пассажира в сутки.

Значения и в практике проектирования обычно принимаются в пределах

кН (масса 0,11 – 0,16 т);

кН (масса 0,12 – 0,20 т).

Количество пресной (питьевой и мытьевой воды на одного человека в сутки) и принимается согласно «Санитарным правилам для морских судов»

кН/чел*сут (масса 0,1 т/чел*сут),

кН/чел*сут (масса 0,1 – 0,15 т/чел*сут).

Однако, при расчетах необходимого количества пресной воды следует учитывать наличие на судне опреснительной установки. Для судов, ею оборудованных

кН/чел*сут (масса 0,03 – 0,06 т/чел*сут).

Для небольших судов, например, сейнеров, буксиров и т.п. где запасы воды обычно ограничены, значения и следует принимать не менее рекомендуемых «Санитарными правилами».

Запасы провизии на 1 человека в сутки рекомендуется принимать

кН/чел*сут (масса 0,0036 т/чел*сут);

кН/чел*сут (масса 0.0045 т/чел*сут).

Вычислив , и уравнение (2.3) можно привести к виду

, (2.10)

Используя подстановку А.Н. Крылова и соответственно , где . и приняв, что , получим уравнение

, (2.11)

При использовании кубического уравнения (2.11) формула мощности принимает вид

, (2.12)

При использовании уравнения мощности в виде

, (2.13)

уравнение масс можно привести к виду

.

Данное уравнение можно привести к виду

.

Произведя подстановку и приняв, что , получим следующее уравнение

, (2.14)

где , .

Таким образом алгебраическое уравнение весов позволяет определить водоизмещение проектируемого судна. Причем это можно сделать, не имея конкретного прототипа. В этом случае измерители весов и необходимые коэффициенты принимаются по статистическим данным.

Прототип №1 (573) Прототип №2 (1559)  
 
 
; ; ; ; ;  
; ; ; ; ; ; ; ; ;  
;  
; ;  
 
 
, где , а  
 
 
=3,93 =3,825  
 
= = =185,891  
 
26264 26286  
 
 
 
 
 
 
8,187 8,3 8,5 8,448 8,6 8,8  
67,033 68,89 72,25 71,372 73,96 77,44  
548,829 571,787 614,125 602,971 636,056 681,472  
481,796 502,897 541,875 531,598 562,096 604,032  
 
 
 
 
 
 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: