Теоретические сведения. Тест уровня социального интеллекта Гилфорда

Тест уровня социального интеллекта Гилфорда

Выполнила:

студентка факультета

социальной работы

и клинической психологии

группы 202 КП «а»

Бикмухамедова М.Р.

Проверил:

Куликов В.С.

Волгоград, 06.06.12г.

Теоретические сведения

Социальный интеллект – это интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации, которая объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению или группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная чувствительность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление.

Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий, речи, а также невербального поведения (жестов, мимики) людей.

Благодаря исследованиям Дж. Гилфорда (1950–1967) термин «социальный интеллект» перешел в разряд измеряемых конструктов, то есть вошел в арсенал психологической практики.

Возможность измерения социального интеллекта выводится из общей модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда. Он понимал социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных прежде всего с познанием поведенческой информации, которые как и общеинтеллектуальные, можно описать в пространстве трех переменных: содержание, операции, результаты.

Лица с высоким социальным интеллектом способны извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации. Они, как правило, бывают успешными коммуникаторами. Им свойственны контактность, открытость, тактичность, доброжелательность и сердечность, тенденция к психологической близости в общении. Люди с развитым социальным интеллектом обычно имеют выраженный интерес к познанию себя и развитую способность к рефлексии.

Лица с низким социальным интеллектом могут испытывать трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации. Низкий уровень социального интеллекта может в определенной степени компенсироваться другими психологическими характеристиками (например, развитой эмпатией, некоторыми чертами характера, стилем общения, коммуникативными навыками), а также может быть скорректирован в ходе активного социально-психологического обучения.

Методика Дж. Гилфорда включает четыре субтеста, из них три составлены на невербальном стимульном материале и один – на вербальном. Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения. Два субтеста имеют в своей факторной структуре также второстепенные веса, касающиеся способности понимать элементы и отношения поведения. Методика рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет.

Субтест № 1: «Истории с завершением».

Каждая история основывается на первой картинке, изображающей действия персонажей комиксов в определенной ситуации. Испытуемый должен найти среди трех других картинок ту, которая показывает, что должно произойти после ситуации, изображенной на первой картинке, учитывая чувства и намерения действующих лиц.

Субтест измеряет фактор познания результатов поведения, то есть способность предвидеть последствия поведения персонажей в определенной ситуации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем.

Успешное выполнение субтеста предполагает умение ориентироваться в невербальных реакциях участников взаимодействия и знание нормо-ролевых моделей и правил, регулирующих поведение людей. Лица с высокими оценками по субтесту способны предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, дружеского), предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации. Такие люди умеют четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели.

Субтест № 2: «Группы экспрессии».

Стимульный материал субтеста составляют картинки, изображающие невербальную экспрессию: мимику, позы, жесты. Три картинки, расположенные слева, всегда выражают одинаковые чувства, мысли, состояния человека. Испытуемый должен среди четырех картинок, расположенных справа, найти ту, которая выражает такие же мысли, чувства, состояния человека, что и картинки слева.

Субтест измеряет фактор познания классов поведения, а именно способность к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека.

Лица с высокими оценками по субтесту способны правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам. Такие люди, скорее всего, придают большое значение невербальному общению, обращают много внимания на невербальные реакции участников коммуникации.

Субтест № 3: «Вербальная экспрессия».

В каждом задании субтеста предъявляется фраза, которую один человек говорит другому в определенной ситуации. Испытуемый должен среди других трех заданных ситуаций общения найти ту, в которой данная фраза приобретет другое значение, будет произнесена с другим намерением.

Субтест измеряет фактор познания преобразований поведения, то есть способность понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации.

Лица с высокими оценками по субтесту обладают высокой чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу (речевую экспрессию) в контексте определенной ситуации, конкретных взаимоотношений. Такие люди способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях и имеют большой репертуар ролевого поведения (то есть они проявляют ролевую пластичность).

Субтест № 4: «Истории с дополнением».

Каждая история состоит из четырех картинок, причем одна из них всегда пропущена. Испытуемый должен понять логику развития, сюжет истории и среди четырех других картинок, предлагаемых для ответа, найти пропущенную.

Субтест измеряет фактор познания систем поведения, а именно способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях.

Лица с высокими оценками по субтесту способны распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике. Успешное выполнение субтеста предполагает способность адекватно отражать цели, намерения, потребности участников коммуникации, предсказывать последствия их поведения. Кроме этого, требуется умение ориентироваться в невербальных реакциях человека, а также нормах и правилах, регулирующих поведение в обществе.

Общий уровень развития социального интеллекта (интегрального фактора познания поведения) определяется на основе композитной оценки. Смысл композитной оценки, выраженной в стандартных баллах, можно определить следующим образом:

1 балл - низкий социальный интеллект;

2 балла - социальный интеллект ниже среднего (среднеслабый);

3 балла - средний социальный интеллект (средневыборочная норма);

4 балла - социальный интеллект выше среднего (среднесильный);

5 баллов - высокий социальный интеллект.

Цель: практическое освоение процедуры исследования уровня социального интеллекта с применением методики Гилфорда.

Задачи:

1. Выполнить процедуру тестирования в соответствии с инструкцией;

2. зафиксировать результаты прохождения субтестов и занести в сводную таблицу;

3. описать индивидуальные особенности восприятия трудности различных групп заданий;

4. проанализировать полученные данные на «выбросы», рассчитать описательные статистики, проверить соответствие распределений нормальному закону;

5. проанализировать индивидуальные результаты, используя закономерности нормального закона распределения случайных величин;

6. построить индивидуальный и среднегрупповой профили;

7. рассчитать и проанализировать корреляционную матрицу для всех субшкал и общих результатов тестов Гилфорда и Амтхауэра;

8. сравнить средние значения полученных данных в подгруппах 1 и 2; проанализировать достоверность различий.

Оснащение: ПК, комп. программы Effecton Studio, Excel, SPSS.

Полученные данные: см. Эксперимент 08_09 (Гилфорд).

Примечания: - среднее значение

- значение ± σ

- значение ± 2σ

- значение ± 3σ

- индивидуальное значение параметра

Одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова
  Г_1 Г_2 Г_3 Г_4
N          
Нормальные параметры(a,b) Среднее 9,107 7,357 8,607 5,500
  Стд. отклонение 2,910 1,747 2,885 2,317
Разности экстремумов Модуль 0,173 0,148 0,268 0,228
  Положительные 0,091 0,117 0,123 0,228
  Отрицательные -0,173 -0,148 -0,268 -0,149
Статистика Z Колмогорова-Смирнова   0,917 0,783 1,420 1,208
Асимпт. знч. (двухсторонняя)   0,370 0,573 0,035 0,108
a Сравнение с нормальным распределением.
b Оценивается по данным.

Распределения показателей по всем субтестам, кроме субтеста «Вербальная экспрессия», соответствуют закону нормального распределения.

Описательные статистики
  Г_1 N валидных (целиком)
N Статистика    
Минимум Статистика    
Максимум Статистика    
Среднее Статистика 9,107  
Стд. отклонение Статистика 2,910  
Асимметрия Статистика -0,745  
  Стд. ошибка 0,441  
Эксцесс Статистика 0,375  
  Стд. ошибка 0,858  

Полученный индивидуальный показатель количества правильно решённых заданий субтеста «Истории с завершением» находится правее от центра распределения на расстоянии 1,34σ – результат попадает в 95-процентный интервал значений по группе.

Описательные статистики
  Г_2 N валидных (целиком)
N Статистика    
Минимум Статистика    
Максимум Статистика    
Среднее Статистика 7,357  
Стд. отклонение Статистика 1,747  
Асимметрия Статистика -0,012  
  Стд. ошибка 0,441  
Эксцесс Статистика -0,680  
  Стд. ошибка 0,858  

Полученный индивидуальный показатель количества правильно решённых заданий субтеста «Группы экспрессии» находится левее от центра распределения на расстоянии 0,2σ – результат попадает в 68-процентный интервал значений по группе.

Описательные статистики
  Г_3 N валидных (целиком)
N Статистика    
Минимум Статистика    
Максимум Статистика    
Среднее Статистика 8,607  
Стд. отклонение Статистика 2,885  
Асимметрия Статистика -0,852  
  Стд. ошибка 0,441  
Эксцесс Статистика -0,602  
  Стд. ошибка 0,858  

Полученный индивидуальный показатель количества правильно решённых заданий субтеста «Вербальная экспрессия» находится правее от центра распределения на расстоянии 1,18σ – результат попадает в 95-процентный интервал значений по группе.

Описательные статистики
  Г_4 N валидных (целиком)
N Статистика    
Минимум Статистика    
Максимум Статистика    
Среднее Статистика 5,5  
Стд. отклонение Статистика 2,317  
Асимметрия Статистика 0,510  
  Стд. ошибка 0,441  
Эксцесс Статистика -1,230  
  Стд. ошибка 0,858  

Полученный индивидуальный показатель количества правильно решённых заданий субтеста «Истории с дополнением» находится правее от центра распределения на расстоянии 1,5σ – результат попадает в 95-процентный интервал значений по группе.

Корреляции
  Г_1 Г_2 Г_3 Г_4 Средн_ Гилфорд Средн_ Амтхауэр
Г_1 Корреляция Пирсона   0,189 0,495 0,442 0,799 0,609
Знч.(2-сторон)   0,336 0,007 0,019 0,000 0,001
N            
Г_2 Корреляция Пирсона 0,189   0,205 0,155 0,456 0,057
Знч.(2-сторон) 0,336   0,295 0,429 0,015 0,783
N            
Г_3 Корреляция Пирсона 0,495 0,205   0,446 0,803 0,409
Знч.(2-сторон) 0,007 0,295   0,017 0,000 0,038
N            
Г_4 Корреляция Пирсона 0,442 0,155 0,446   0,725 0,390
Знч.(2-сторон) 0,019 0,429 0,017   0,000 0,049
N            
Cредн_ Гилфорд Корреляция Пирсона 0,799 0,456 0,803 0,725   0,548
Знч.(2-сторон) 0,000 0,015 0,000 0,000   0,004
N            
Средн_ Амтхауэр Корреляция Пирсона 0,609 0,057 0,409 0,390 0,548  
Знч.(2-сторон) 0,001 0,783 0,038 0,049 0,004  
N            
  Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.).
  Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.).

В результате проведённого анализа корреляционных связей (см. Приложение № 4.1.6.) установлена сильная корреляция между следующими параметрами:

§ Г_1 и Средн_Гилфорд, при r = 0,799, p ≤ 0,01, n = 28;

§ Г_3 и Средн_Гилфорд, при r = 0,803, p ≤ 0,01, n = 28;

§ Г_4 и Средн_Гилфорд, при r = 0,725, p ≤ 0,01, n = 28;

средняя корреляция:

§ Г_1 и Средн_Амтхауэр, при r = 0,609, p ≤ 0,01, n = 26;

§ Средн_Гилфорд и Средн_Амтхауэр, при r = 0,548, p ≤ 0,01, n = 26;

умеренная корреляция:

§ Г_1 и Г_3, при r = 0,495, p ≤ 0,01, n = 28;

§ Г_1 и Г_4, при r = 0,442, p ≤ 0,05, n = 28;

§ Г_3 и Г_4, при r = 0,446, p ≤ 0,05, n = 28;

§ Г_2 и Средн_Гилфорд, при r = 0,456, p ≤ 0,05, n = 28;

§ Г_3 и Средн_Амтхауэр, при r = 0,409, p ≤ 0,05, n = 26;

§ Г_4 и Средн_Амтхауэр, при r = 0,390, p ≤ 0,05, n = 26.

Групповые статистики
  Группы N Среднее Стд. отклонение Стд. ошибка среднего
Г_1     9,619 3,074 0,671
    7,571 1,718 0,649
Г_2     7,571 1,690 0,369
    6,714 1,890 0,714
Г_4     5,905 2,343 0,511
    4,286 1,890 0,714
Критерий для независимых выборок
  Критерий равенства дисперсий Ливиня t-критерий равенства средних
F Знч. t ст.св. Знч. (2-сторон) Разность Средних Стд. ошибка разности 95% доверительный интервал разности средних
Нижняя граница Верхняя граница
Г_1 Предполагается равенство дисперсий 2,230 0,147 1,664   0,108 2,048 1,230 -0,482 4,577
Равенство дисперсий не предполагается     2,193 19,105 0,041 2,048 0,934 0,094 4,001
Г_2   0,028 0,867 1,130   0,269 0,857 0,759 -0,702 2,417
      1,066 9,426 0,313 0,857 0,804 -0,949 2,663
Г_4   3,133 0,088 1,651   0,111 1,619 0,981 -0,396 3,635
      1,843 12,723 0,089 1,619 0,878 -0,283 3,521
Ранги
  Группы N Средний ранг Сумма рангов
Г_3     16,524  
    8,429  
Всего      
Статистика критерия(b)
  Г_3
Статистика U Манна-Уитни  
Статистика W Уилкоксона  
Z -2,286
Асимпт. знч. (двухсторонняя) 0,022
Точная знч. [2*(1-сторонняя Знач.)] 0,023
a Не скорректировано на наличие связей.
b Группирующая переменная: Группы

Наблюдается различие средних показателей количества правильно решённых заданий 1 и 2 группы по субтестам «Истории с завершением» (Г_1), «Вербальная экспрессия» (Г_3). Различия средних показателей по субтестам «Группы экспрессии» (Г_2) и «Истории с дополнением» (Г_4) не являются значимыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: