Оценка по внешним признакам

Цвет. Жидкости для гидравлических систем строительных и до- рожных машин, как правило, нефтяного происхождения, и поэтому имеют цвет от светло- до темно-желтого. Исключение составляет масло АМГ-10, окрашенное в красный цвет. Автомобильные тормозные жидкости БСК и ГТН окрашены в красный или красно-оранжевый цвет, жидкость ЭСК светло-желтая, ГТЖ-22 – зеленая или защитного цвета.


разца;


в

а, b – объемный процент воды в испытуемом образце и стандарт-


Прозрачность. Образец испытуемой жидкости в стеклянной бу-


ном антифризе соответственно; c, d – объемный процент этиленгликоля в испытуемом образце и стандартном антифризе.


тылке просматривают в проходящем и отраженном свете на белом фоне.

Пригодная к употреблению жидкость должна быть совершенно прозрач- ной и не содержать механических примесей и взвесей. При обнаруже- нии мути, осадков и взвесей жидкость для гидросистем бракуется.

Однородность. Жидкость, пригодная к употреблению, должна быть совершенно однородной и не иметь признаков расслоения. Не допуска- ется даже небольшой слой посторонней жидкости сверху или снизу. Сло- ем под жидкостями АУ, АУП, АМГ-10, АГМ, ВМГЗ, ГТН, БСК и ЭСК может быть вода.

Запах. Жидкости для гидросистем на нефтяной основе (АУ, АУП, ВГМЗ и др.) обладают слабым «керосинным» запахом. Маслу АМГ-10 присущ приятный запах, придаваемый ему присадкой «винипол». Тор- мозная жидкость ЭСК пахнет касторовым маслом и этиловым спиртом.


86 87


У жидкости БСК через запах касторового масла пробивается острый приятный запах бутилового спирта, поэтому она по запаху несколько похожа на АМГ-10. Тормозная жидкость ГТЖ-22 специфического запа- ха не имеет.

Для определения основы жидкостей для гидросистем прибегают к воздействию бензина и воды. Наливают в пробирку 2 мл испытуемой жидкости, добавляют к ней равное количество бензина и энергично встря- хивают. Жидкости на нефтяной основе, а также тормозные жидкости ЭСК и БСК взаиморастворяются с бензином и образуют однородную прозрачную смесь. Жидкость ГТЖ-22 с бензином расслаивается: сверху остается бензин, снизу – ГТЖ-22.

В другую пробирку наливают 2 мл воды и на стенке пробирки по- мечают карандашом уровень воды. Затем добавляют 3 мл испытуемой жидкости и энергично встряхивают. Жидкость ГТЖ-22 и вода взаимора- створяются, образуя однородную прозрачную смесь. Жидкости на не- фтяной основе (АУ, АУП, АМГ-10, ГТН, ВГМЗ и др.) при встряхивании вначале образуют эмульсию, которая, однако, быстро разлагается на два слоя: сверху – испытуемая жидкость, внизу – вода, причем объем воды не изменяется против начального. Жидкость БСК с водой образует стой- кую эмульсию оранжевого цвета, распадающуюся лишь после длитель- ного отстаивания. Тормозная жидкость ЭСК разлагается водой, в кото- рую переходит из жидкости этиловый спирт. Образующаяся вначале блед- но-желтая эмульсия вскоре расслаивается: сверху – касторовое масло желтого цвета, а внизу – вода, причем ее объем возрастает против на- чального за счет растворения этилового спирта. Для ускорения расслаи- вания следует поместить пробирку с эмульсией в гнездо ручной или элек- трической центрифуги и процентрифугировать в течение 1–3 мин.

Ряд рабочих жидкостей для систем гидравлического привода являют- ся загущенными маслами, получаемыми загущением маловязкой нефтяной основы вязкостными присадками: полиизобутиленом или виниполом. К таким жидкостям относятся АМГ-10, ВМГЗ, ГТН, РМЦ, МГЕ-10А и др. Для обнаружения в них вязкостной присадки используют плохую ра- створимость присадок в бутиловом спирте и ацетоне. В пробирку нали- вают 3–4 мл испытуемой жидкости и добавляют 5 мл бутилового спирта или ацетона. Если испытуемая жидкость является загущенным маслом, то после добавления бутилового спирта или ацетона она помутнеет от выделяющегося полиизобутилена или винипола. Через некоторое вре- мя вязкостная присадка выпадет на дно пробирки в виде прозрачного и липкого осадка.


Рекомендуемая литература

1. Васильева Л. С. Автомобильные эксплуатационные материалы:

– М.: Транспорт, 1986. – 279 с.

2. Кириченко Н. Б. Автомобильные эксплуатационные материалы:

– М.: ИЦ «Академия», 2003. – 208 с.

3. Бобович Б. Б. и др. Химики – автомобилям: Справочник. – СПб.: Химия, 1992. – 319 с.

4. Кириченко Н. Б. Автомобильные эксплуатационные материалы: Практикум: Учебное пособие. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 96 с.

5. Синельников А. Ф. Автомобильные топлива, масла и эксплуата- ционные жидкости. Кр. справочник. – М.: ЗАО «КЖИ «За рулем», 2003.

– 176 с.

6. Стуканов В. А. Автомобильные эксплуатационные материалы: Учеб. пособие. Лабораторный практикум. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М., 2003. – 208 с.

7. Павлов В. П., Заскалько П. П. Автомобильные эксплуатацион-

ные материалы. – М.: Транспорт, 1982.

8. Мотовилин Г. В., Масино М. А., Суворов О. М. Автомобильные материалы: Справочник. – М.: Транспорт, 1989.


88 89


Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: