Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства

Началом развития государственной поддержки малого бизнеса считается 1989 год, что связано с созданием Союза малых государственный предприятий СССР. Тогда же было принято Положение об организации деятельности малых предприятий. К таким предприятиям относились фирмы, работающие на принципах самоокупаемости и самофинансирования и имеющие численность работников не более 100 человек. Определение малых предприятий в тот период было сформулировано расплывчато, что объясняется отсутствием четко выраженного статуса, который был обретен с принятием 8 августа 1990 года Постановления Совета Министров СССР № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». Постановление разъясняло какова должна быть численность предприятия в разных отраслях народного хозяйства, кто учреждает и как регистрировать малое предприятие.

Через год, 18 июля 1991 года было принято Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Теперь, согласно действующему на тот момент законодательству к малым предприятиям относились предприятия всех форм собственности, установленных Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» численность работников в которых не превышали:

  • в промышленности, строительстве и на транспорте -200 чел.;
  • в научных учреждениях - 100 чел.;
  • в остальных отраслях производственной сферы до - 50 чел.;
  • в отраслях непроизводственной сферы до - 15 чел.

Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» правой статус предприятий малого бизнеса позволял им получать некоторые льготы. В частности местным органам самоуправления рекомендовалось:

  • представлять малым предприятиям льготы по налогу на прибыль;
  • разрешать списание в первый год эксплуатации до 50 % амортизационных
  • отчислений основных фондов со сроком службы свыше 3-х лет;
  • проводить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов и т. д.

Далее, после образования Российской Федерации были приняты следующие важные постановления Правительства РФ в части касающейся поддержки и развития малого бизнеса в России:

1. Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 548 утверждено Положение о Комитете поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимущества РФ;

2. Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»;

3. Постановлением Правительства РФ от З февраля 1994 г. № 65 утверждено Положение о Фонде содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере.

Фонд Содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере являлся некоммерческой организацией, основными задачи которого стало:

  • проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
  • оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;
  • создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.

Теперь начиная с 1994 года, Правительство РФ начинает утверждать Федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. № 409 утверждается первая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994–1995 гг.

Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства названы:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
  • установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным, производственным связям с зарубежными государствами;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Программа предусматривала, что в компетенции Российской Федерации находится определение общих принципов и приоритетных направлений государственной поддержки, разработка и реализация федеральных программ, установление льгот по федеральным налогам и т.д. За счет федерального бюджета и других фондов федеральные программы финансируются не менее чем на 50%. Субъекты РФ осуществляют поддержку малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов.

Указом Президента РФ от 6 июня 1995 года № 563 в стране создается Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, который отныне занимается разработкой и реализацией федеральных программ по поддержке малого бизнеса.

Под субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов не превышала 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышала 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышала следующих предельных уровней (малые предприятия):

  • в промышленности – 100 человек;
  • в строительстве – 100 человек;
  • на транспорте – 100 человек;
  • в сельском хозяйстве – 60 человек;
  • в научно-технической сфере – 60 человек;
  • в оптовой торговле – 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Также к субъектам малого предпринимательства относятся физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ПБОЮЛ).

Отныне и до 1 января 2008 года государственная поддержка малого бизнеса в России осуществлялась в соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ. Согласно Закону федеральные программы должны финансироваться не менее чем на 50 процентов за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств внебюджетных фондов РФ.

Субъекты РФ решают все вопросы в области поддержки малого предпринимательства, в том числе могут применять дополнительные меры по поддержке малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществлялась по следующим направлениям:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
  • установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования деятельности, сертификации продукции, представления статистической и бухгалтерской отчетности;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности, включая развитие торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

В целях конкретной поддержки субъектов малого предпринимательства предусматривает создание фондов поддержки малого предпринимательства для реализации Федеральных программ.

Таким фондом может быть некоммерческая организация, которая финансирует программы, проекты и мероприятия, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

Закон предусматривал следующие направления деятельности указанных фондов:

  • содействие в формировании рыночных отношений на основе государственных средств;
  • привлечение и эффективное использование финансовых ресурсов;
  • предоставление гарантий по целевым иностранным кредитам, предоставляемых РФ на поддержку малого предпринимательства, а также по инвестиционным кредитам, предоставляемым кредитными организациями РФ субъектам малого предпринимательства на коммерческой основе для реализации конкретных программ и проектов в области малого предпринимательства и другое.

Для того чтобы получить деньги из таких фондов необходимо представить технико-экономическое обоснование программ, проектов и мероприятий. Фонд может предоставить субъектам малого предпринимательства кредит, ссуду, краткосрочный заем без приобретения лицензии на банковскую деятельность, в то время как все эти и другие финансовые операции могут выполнять лицензированные банки.

Кроме того, фонды выполняют функции залогодателя, поручителя, гаранта по денежным обязательствам малого предприятия, что также могут выполнять банки, а также другие операции по финансам и расчетам.

Одной из льгот являлась ускоренная амортизация основных средств производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов. Наряду с этим малые предприятия могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более 3-х лет.

Кредитование малых предприятий осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. При этом сами кредитные организации пользуются при этом льготами, в порядке установленном законодательством Российской Федерации.

Кроме фондов создаются в России еще и общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, которые аккумулируют временно свободные денежные средства участников этих обществ в целях оказания им финансовой помощи..

Субъекты малого предпринимательства и страховые организации, которые их страхуют, пользуются льготами, предусмотренными действующим законодательством. Фонды вправе компенсировать страховым организациям полностью или частично неполученные ими доходы по страхованию на льготных условиях субъектов малого предпринимательства.

Поскольку малые предприятия выпускают определенную продукцию, они могут выполнять определенную долю государственных заказов и заключать контракты на поставку такой продукции. У субъектов малого предпринимательства может размещаться до 15 процентов от общего объема поставок для государственных нужд конкретного вида продукции, которые каждое малое предприятие может получить на основе конкурса между малыми предприятиями.

Малые предприятия могут также участвовать во внешнеэкономической деятельности, в международных выставках и ярмарках, осуществлять экспортно-импортные операции.

Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать полностью или частично субъектам малого предпринимательства расходы, связанные с информационным обслуживанием их деятельности.

Производственно-технологическая поддержка субъектов малого предпринимательства предусматривает комплекс мероприятий по содействию субъектам малого предпринимательства в обеспечении их современным оборудованием и технологиями, в создании сети технологических парков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства. Учреждения и организации, осуществляющие подготовку кадров, пользуются соответствующими льготами, установленными законодательством.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 1995 г. № 1184 «О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства» на базе Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур создается Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.

Статус некоммерческой организации в правовой форме государственного учреждения, созданного Правительством Российской Федерации, и одновременно внебюджетного фонда означает, что, с одной стороны, Фонд является финансовым институтом, аккумулирующим бюджетные и внебюджетные ресурсы, направляемые на развитие и поддержку малого бизнеса, а с другой, - уполномоченной Правительством РФ организацией по осуществлению от имени Российской Федерации гражданско-правовых отношений с субъектами малого бизнеса.

Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. № 1256 принимается следующая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996–1997 гг.

Субъекты РФ, основываясь на федеральных программах, принимали свои целевые региональные программы развития и поддержки малого бизнеса.

Положениями программы предусматривалось целевое финансирование малого бизнеса, на 1996 год в этих целях Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства было выделено 386,6 млрд. рублей. Эти средства в свою очередь отныне должны перераспределяться по региональным фондам поддержки малого предпринимательства для осуществления конкретной поддержки предприятий малого бизнеса. Таким образом, программа предусматривала формирование единой государственной системы по поддержке и развитию малого бизнеса.

Целью второй Федеральной программы поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 гг. было обеспечение устойчивого развития малого бизнеса в производственной, инновационной и других сферах.

Был принят Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2003 г.) Теперь исключительно по добровольному желанию предпринимателям было предложено перейти на упрощенную систему налогообложения, при которой значительно упрощалась отчетность и снижалась налоговая ставка. Вместо нескольких видов налога стало возможным уплачивать единый налог

Указом Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 определены первоочередные меры государственной поддержки малого предпринимательства в РФ.

Отныне к таким мерам было отнесено:

  • ежегодное выделение государственных гарантий (на сумму не менее 200 млн. долларов США) иностранным банкам и другим кредитным организациям, занимающимся кредитованием малого бизнеса в России;
  • ежегодное выделение из федерального бюджета государственного льготного инвестиционного кредита (на сумму не менее 500 млрд. рублей) на поддержку и развитие малого бизнеса;
  • ежегодное выделение из государственного фонда занятости населения РФ средств (не менее 40%) на создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства.

Постановлением Правительства РФ от 3 июля 1998 г. № 697 была утверждена новая Федеральная Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998–1999 гг. Третья Федеральная программа поддержки малого предпринимательства на 1998-1999 гг. предполагала формирование общих благоприятных социально-экономических и правовых условий развития российского малого бизнеса и создание целостной системы его государственной и общественной поддержки на национальном, региональном и муниципальном уровне.

Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. № 121 была утверждена новая (четвертая по счету) Федеральная Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000–2001 гг. Основной целью этой, равно как и предыдущих программ, являлось обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Реализация Программы была рассчитана на 2000-2001 годы и предполагала два этапа. Первый этап предусматривал создание всех организационных структур и отладку механизмов их взаимодействия при выполнении программных мероприятий. Второй этап предусматривал реализацию мероприятий на основе результатов первого этапа с учетом отраслевых, социальных и территориальных приоритетов.

В период 2002 – 2004 гг. программы государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне отсутствовали. В силу разных причин разработанный на 2002-2004 годы проект новой Программы Правительство РФ в Государственную Думу не вносило, Программа 2000-2001 годов была пролонгирована на 2002 год. Тоже самое можно констатировать и про проект программы на 2003-2005 годы. Основными целями проекта программы должно было стать обеспечение условий для интенсивного роста малого предпринимательства и выравнивания потенциала развития малого предпринимательства в разных регионах России на основе создания современной рыночной среды. Тем не менее, в отличие от федерального уровня, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и прежде, и в настоящее время разрабатывались, утверждались и действовали программы поддержки малого предпринимательства.

В 2005 году ликвидируется Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, но продолжили действовать региональные и муниципальные фонды в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Президентом РФ был подписан новый Федеральный закон № 209—ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». С выходом этого закона с 1 января 2008 года утратил силу Федеральный закон № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Законом вводятся новые понятия:

- субъекты малого и среднего предпринимательства,

- инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства,

- программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства,

- виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Закон устанавливает два критерия отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Первым критерием является средняя численность работников. В соответствии с данным критерием выделяется три вида субъектов малого и среднего предпринимательства- средние предприятия с численностью от 101 до 250 человек, малые предприятия –до 100 человек, в рамках малых предприятий- микропредприятия с численностью занятых до 15 человек.

Вторым критерием является выручка от реализации товаров(работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год, которая не должна превышать предельные значения, установленные правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательств а.

Федеральный закон предусматривает создание реестров субъектов малого и среднего предпринимательства -получателей поддержки. В нем указаны особенности оказания некоторых форм поддержки.

Закон четко регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Закон устанавливает специальные налоговые режимы, прощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, упрощенный порядок составления статистической отчетности, льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество, формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд, меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора), меры финансовой поддержки, меры для развития инфраструктуры поддержки, иные меры, обеспечивающие реализацию заявленных законопроектом целей.

Объединения и союзы предпринимателей и предпринимательских организаций России

Субъекты малого предпринимательства могут создавать союзы (ассоциации) как общественные объединения в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для развития малого бизнеса, добросовестной конкуренции, защиты своих интересов. Государственная поддержка таких союзов и ассоциаций заключается в том, что им предоставляются СМИ, они участвуют в подготовке законопроектов по малому предпринимательству и другое.

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) – объединение представителей крупного бизнеса. РСПП это авторитетная сила, выступающая за скорейшее превращение России в цивилизованное государство с рыночной экономикой.

Цель своей деятельности Союз видит в отстаивании интересов бизнеса в конструктивном диалоге с президентом, правительством, парламентом, политическими партиями и общественными организациями.

Рабочие группы РСПП, определяющие позиции делового мира России по ключевым вопросам экономической стратегии государства, добиваются все более заметных результатов. Предложения по налогообложению, малому бизнесу, трудовому законодательству, по судебной реформе, уже вошли в ряд федеральных законов и постановлений правительства. Вопросы ключевых реформ в стране – пенсионной, банковской, реформирования естественных монополий, валютного регулирования – рассматриваются с учетом мнения союза.

Объединение предпринимательских организаций России (ОПОРа). Цель ОПОРы - консолидация усилий общественных организаций малого и среднего бизнеса страны для представления и защиты интересов российских предпринимателей в диалоге с государственной властью всех уровней. ОПОРа принимает активное участие в разработке нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы предпринимателей; проводит общественную экспертизу принимаемых решений на всех уровнях государственного управления; участвует в разработке способов устранения экономических основ коррупции; обеспечивает представительство малого бизнеса в различных правительственных комиссиях; оказывает консультационно-правовую помощь предпринимателям, в том числе с помощью Интернет.

Российская ассоциация развития малого предпринимательства (РАРМП). Основные направления ее деятельности:

· защита прав и интересов предпринимательства в органах законодательной и исполнительной власти России

· оказание информационной, консультационной, методической, правовой и иной помощи малым и средним предприятиям

· организация взаимодействия и взаимопомощи между объединениями предпринимателей, региональными структурами поддержки предпринимательства

· разработка и реализация федеральных, региональных и отраслевых программ развития и поддержки предпринимательства

· содействие предпринимателям в установлении прямых деловых контактов, помощь в подборе партнеров, как в России, так и за рубежом.

Ассоциация является членом Европейской конфедерации ассоциаций малых и средних предприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: