Повышение эффективности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

В настоящий момент в Российской Федерации созданы различные инструменты поддержки малого и среднего предпринимательства, включая предоставление финансовой, имущественной, информационной и иных форм поддержки.

На федеральном уровне сформирована многоканальная система финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, ключевыми элементами которой являются программа Минэкономразвития России и программы льготного кредитования и предоставления гарантий, реализуемые Внешэкономбанком и Агентством кредитных гарантий. Также реализуются отдельные программы Минсельхоза России, Минтруда России, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Только за 2013 – 2014 годы на реализацию мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства из средств федерального бюджета было выделено более 135 млрд. рублей (83,7 млрд. рублей только в 2014 году). Подробные данные об объемах финансирования представлены в Приложении 2.

Однако, не смотря на реализацию различных государственных программ, предполагающих значительные объемы финансовых вложений, создание федеральных институтов развития и инфраструктуры поддержки бизнеса на местах, уровень развития малого и среднего предпринимательства и его вклад в экономические показатели оставляют желать лучшего. Более того, в последние годы показатели деятельности малого и среднего бизнеса показывают отрицательную динамику.

На основе экспертного анализа деятельности институтов развития федерального уровня на основании открытых источников данных. В результате данного исследования были получены следующие выводы:

- институты развития федерального уровня не образуют единую целостную систему (к примеру, их цели разнородны и заданы множеством документов);

- установленные КПЭ разнородны и не полностью отражают заявленные цели (к примеру, не всегда в системе показателей оцениваются конечные результаты деятельности, такие как оборот и объем налоговых отчислений предприятий получивших поддержку институтов развития, объем привлеченного частного капитала, число созданных рабочих мест);

- отсутствие прозрачности деятельности (в ряде случаев информация о деятельности не раскрывается);

- существует возможность неэффективного использования выделенных средств (происходит хранение значительной доли активов на депозитных счетах; отсутствует видимое позитивное воздействие на оценки прироста ВВП);

- отсутствие «единой точки входа» и скоординированной политики продвижения институтов развития снижает эффективность их деятельности;

- совокупные затраты на нескоординированные действия институтов развития по продвижению своих услуг избыточны и неэффективны;

- сложное администрирование для бизнеса документов и отчетности, предназначенной институтам развития и поддержки.

Сложившаяся ситуация позволяет говорить о низкой эффективности мер государственной политики по отношению к развитию сектора малого и среднего предпринимательства. При этом речь идет как об отсутствии реального результата от мер финансовой поддержки, реализуемых Минэкономразвития России, рядом федеральных органов исполнительной власти и институтов развития, так и об отсутствии скоординированной политики государства по отношению к сектору в целом.

В первую очередь, это относится к налоговой и финансовой политике, которая в последние годы отличается непредсказуемостью и принятием законодательных инициатив, ухудшающих положение сектора малого и среднего предпринимательства. Так, сокращение общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства в последние два года (на 12,7% только за 2013 год) связано с массовым снятием с учета индивидуальных предпринимателей, основной причиной которого стало двукратное увеличение фиксированного страхового взноса на обязательное пенсионное страхование. К увеличению финансовой нагрузки на предпринимателей ведут также такие нововведения как отмена льготы по налогу на имущество для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, а также введение муниципальных сборов за право осуществления отдельных видов деятельности. Существенной проблемой остается наличие огромного числа всякого рода неналоговых платежей и сборов, которые обязаны платить предприниматели.

Не лучшим образом обстоит ситуация и в сфере контроля и надзора за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Вступление в силу Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и принятых в его исполнение нормативно-правовых актов сыграло серьезную роль в защите прав и законных интересов предпринимательского сообщества. Однако, указанный закон и сопряженные с подзаконные нормативные правовые акты по-прежнему содержат ряд пробелов, неточностей и сохраняют «лазейки» для нарушения прав предпринимателей. В конечном счете сложилась ситуация, когда количество проверок (как плановых, так и внеплановых) только растет, полномочия контрольно-надзорных органов при отсутствии реальной ответственности вкупе с неоправданно жесткими мерами административной ответственности приводят к фактическому прекращению деятельности многих предприятий.

Дополнительная проблема связана с отсутствием заинтересованности в развитии малого и среднего предпринимательства на региональном и, особенно, муниципальном уровне. Так, проведенный Автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации выявил значительные различия в усилиях региональных властей по улучшению условий ведения бизнеса и оказания ему необходимой поддержки. На муниципальном уровне в настоящее время мы видим незаинтересованность в развитии малого и среднего предпринимательства в условиях отсутствия финансовых стимулов в рамках межбюджетных отношений.

Совокупность данных факторов в условиях неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры диктуют необходимость изменения политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства, формирования новых подходов к поддержке малых и средних предприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: