2.3.1. Процент порожнего пробега вагона
Вспомогательной, или непродуктивной, работой подвижного состава является такая его деятельность, которая не обеспечивает создания транспортной продукции, но необходима из-за технологической специфики деятельности железнодорожного транспорта. Показателями, характеризующими эту работу подвижного состава, являются процент порожнего пробега вагона и коэффициент вспомогательного пробега локомотива.
Процент порожнего пробега вагона характеризует долю порожнего пробега по отношению к груженому αпор/гр или общему пробегу αпор/о
Основными факторами, влияющими на этот показатель, являются:
– специфика размещения производства в стране, особенно с точки зрения концентрации предприятий добывающих и перерабатывающих отраслей промышленности по регионам, а также региональной специализации в развитии сельского хозяйства;
– специализация вагонного парка. Известно, что использование специализированных вагонов обеспечивает увеличение средней статической нагрузки вагона, но приводит к росту их порожнего пробега;
|
|
– качество планирования при разработке регулировочного задания движения порожних вагонов по сети;
– уровень организации оперативной эксплуатационной работы по использованию выгружаемых вагонов под погрузку в попутном следовании.
Экономический эффект от снижения порожнего пробега вагонов складывается из экономии расходов, связанных с пробегом вагонов, экономии затрат на содержание вагонного и локомотивного парка, экономии расходов на маневровую работу на станциях.
∆Сα = ∑nSгр(α – αпор)сnS;
2.3.2. Коэффициент вспомогательного пробега локомотивов
Продуктивной работой локомотива является его пробег во главе поездов, остальной пробег локомотивов относится к вспомогательному пробегу.
Для оценки влияния вспомогательной работы локомотивов на показатели их использования в различных эксплуатационных ситуациях существует несколько видов данного параметра.
Общий пробег локомотива включает несколько составляющих вспомогательного пробега. Сокращение всех видов этого пробега весьма эффективно, но особенно целесообразно снижение одиночного и условного пробега поездных локомотивов. Пробег локомотивов в подталкивании или по системе многих единиц может быть вызван необходимостью повышения массы грузового поезда или его скорости движения, а также связан со сложным рельефом пути.
Основными факторами, влияющими на вспомогательный пробег локомотива, являются:
– недостатки в разработке графика движения поездов и объемных показателей плана работы подвижного состава, которые могут привести к непарности суточных размеров движения поездов и одиночному пробегу локомотивов;
|
|
– качество оперативной эксплуатационной работы, которое может вызывать задержки локомотивов у входных сигналов станций, на перегонах, что ведет к увеличению простоя локомотивов с поездами в «горячем» состоянии или условного их пробега;
– наличие малодеятельных станций с небольшим объемом грузовой деятельности приводит к увеличению маневровой работы, выполняемой поездными локомотивами, и увеличению условного пробега.
Снижение вспомогательной работы поездных локомотивов обеспечивает экономию расходов на содержание и обслуживание локомотивного парка, сокращению энергетических затрат на тягу поездов, уменьшению эксплуатируемого парка поездных локомотивов.
Экономия эксплуатационных расходов при улучшении данного показателя в обобщенном виде определяется по формуле
ΔСβ = ∑ΝS (β – β )СΝS,
где ∑ΝS – поездокилометры пробега грузовых поездов; β , β – коэффициент вспомогательного пробега до и после изменения соответственно; СΝS– укрупненная расходная ставка поездокилометра пробега поездов в грузовом движении, р./п-км.
∆С = ∑MS ·∆βл ·Qбр·(в – вэ) / 10 000 ·Цэ;