Основными факторами, влияющими на населенность пассажирского вагона, являются:
– категория пассажирского поезда;
– структура пассажирского состава по типам вагонов;
– уровень доходности населения.
Повышение населенности пассажирского вагона предусматривает ряд мероприятий, к которым относятся:
– увеличение коэффициента использования мест пассажирских вагонов Кпс за счет совершенствования организации учета свободных мест в поезде и организации продажи пассажирских билетов;
– совершенствование планирования пассажирских перевозок: сокращение размеров движения пассажирских поездов или числа вагонов в поездах в периоды спада спроса на пассажирские перевозки;
– проведение маркетинговых исследований изменения спроса на пассажирские перевозки в зависимости от доходности населения и совершенствования тарифной политики по пассажирским перевозкам.
Экономическая эффективность повышения населенности вагона зависит от путей достижения результата. Если населенность пассажирского вагона увеличивается за счет улучшения использования свободных мест в вагонах или увеличения числа плацкартных вагонов в пассажирских поездах, то:
|
|
ΔЭ = ΔДпасс – ΔСдоп,
где ΔЭ – экономический эффект от повышения населенности пассажирского вагона; ΔДпасс – дополнительные доходы, получаемые при увеличении пассажирооборота; ΔСдоп – дополнительные расходы, связанные с ростом пассажиропотока.
Дополнительные доходы дороги или отделения дороги
ΔДпасс = ∑nSпасс(Н – Нв)g10 пкм,
где ∑nSпасс – пробег пассажирских вагонов, ваг.-км; Нв, Н – населенность пассажирского вагона до и после увеличения, пасс./ваг.;
g10 пкм – доходная ставка за 10 пасс.-км, р./10 пасс.-км.
Дополнительные эксплуатационные расходы при этом возникают в части энергетических затрат на тягу поездов Сэн и расходов, связанных с увеличением количества отправляемых пассажиров Сотп. В обобщенном виде
ΔСдоп = Δ∑апасс ·lпасс·qбр.пасс·bт(э)/10 000 ·Цт(э) + ∑nSпасс(Н – Нв)с /lпасс,
где Δ∑апасс – дополнительно отправленные пассажиры при увеличении населенности вагона, чел.; lпасс – средняя дальность пассажирских перевозок, км; qбр.пасс – масса пассажирского поезда брутто, т; bт(э) / 10000 – норма расхода топлива (электроэнергии) на измеритель (10 000 ткм бр.);
с – расходная ставка одной пассажироотправки, р./пасс.-отпр.
Если повышение населенности пассажирского вагона достигается за счет уменьшения числа пассажирских поездов или числа вагонов в составах (период спада спроса), то экономия расходов
ΔС = ∑аl(1/Н – 1/Нв)СnSпасс,
|
|
где СnSпасс – расходная ставка пробега пассажирского вагона, р./ваг.-км.
http://ru-ecology.info/post/100882102610017/
http://transporton.ru/autotransport/103-spetsializirovannyj-podvizhnoj-sostav.html?limitstart=&showall=1
http://edu.dvgups.ru/METDOC/EKMEN/ETR/EK_TR/METOD/USH_POS/frame/2.htm#2.2