В группе среднего учебного заведения:
- на 1-й стадии идет процесс знакомства. Формируются представления
студентов друг о друге. Общение проходит в основном в диадах (парах).
Основной авторитет — преподаватель;
- 2-я стадия — период формирования групповых норм. В процессе общения люди приноравливаются друг к другу. Группа ориентирована на решение проблем эмоциональных взаимоотношений;
- 3-я стадия — стадия конфликта. Возникают столкновения между отдельными индивидами в силу переоценки ими своих возможностей, в первую очередь лидерских, и стремления решать все проблемы группы самостоятельно, не консультируясь с преподавателями;
- 4-я стадия завершает переход от конфликтное к сбалансированности. Общение внутри группы становится более открытым и конструктивным, могут появляться первые проявления групповой солидарности и сплоченности;
- 5-я стадия — возникновение сложившейся группы с ярко выраженным чувством «Мы»; появляются общегрупповые цели, ориентированные на учебу;
- на 6-й стадии доминирующую роль начинает играть эмоциональная сфера; огромную ценность приобретают эмоциональные взаимоотношения, происходит переоценка групповых норм (группа напоминает счастливую семью);
- 7-я стадия — высшая стадия групповой зрелости: группа сплочена и одинаково активна и в учебной деятельности, и в эмоциональной сфере, открыта для проявления и разрешения конфликтов. Расхождения в мнениях допускаются, пока не будет выработана общая точка зрения на проблему. Конечно, далеко не каждой группе удается достичь такого уровня развития.
Процесс сплочения группы.
На процесс сплочения могут влиять:
— эмоциональная привлекательность членов группы;
— возрастное, социальное, этническое, ценностное и другое сходство членов группы между собой;
— предпочитаемые группой мотивы взаимодействия: кооперация, конкуренция, индивидуализм, альтруизм, агрессия, равенство;
— особенности групповых целей. Цели должны быть конкретны, ясны и всем понятны, не слишком отодвинуты во времени;
- удовлетворенность группы и каждого ее члена групповой деятельностью и своим положением в группе;
- стиль руководства.