Процесс развития группы всегда проходит несколько стадий

В группе среднего учебного заведения:

- на 1-й стадии идет процесс знакомства. Формируются представления

студентов друг о друге. Общение проходит в основном в диадах (парах).

Основной авторитет — преподаватель;

- 2-я стадия — период формирования групповых норм. В процессе общения люди приноравливаются друг к другу. Группа ориентирована на решение проблем эмоциональных взаимоотношений;

- 3-я стадия — стадия конфликта. Возникают столкновения между отдельными индивидами в силу переоценки ими своих возможностей, в первую очередь лидерских, и стремления решать все проблемы группы самостоятельно, не консультируясь с преподавателями;

- 4-я стадия завершает переход от конфликтное к сбалансированности. Общение внутри группы становится более открытым и конструктивным, могут появляться первые проявления групповой солидарности и сплоченности;

- 5-я стадия — возникновение сложившейся группы с ярко выраженным чувством «Мы»; появляются общегрупповые цели, ориентированные на учебу;

- на 6-й стадии доминирующую роль начинает играть эмоциональная сфера; огромную ценность приобретают эмоциональные взаимоотношения, происходит переоценка групповых норм (группа напоминает счастливую семью);

- 7-я стадия — высшая стадия групповой зрелости: группа сплочена и одинаково активна и в учебной деятельности, и в эмоциональной сфере, открыта для проявления и разрешения конфликтов. Расхождения в мнениях допускаются, пока не будет выработана общая точка зрения на проблему. Конечно, далеко не каждой группе удается достичь такого уровня развития.

Процесс сплочения группы.

На процесс сплочения могут влиять:

— эмоциональная привлекательность членов группы;

— возрастное, социальное, этническое, ценностное и другое сходство членов группы между собой;

— предпочитаемые группой мотивы взаимодействия: кооперация, конкуренция, индивидуализм, альтруизм, агрессия, равенство;

— особенности групповых целей. Цели должны быть конкретны, ясны и всем понятны, не слишком отодвинуты во времени;

- удовлетворенность группы и каждого ее члена групповой деятельностью и своим положением в группе;

- стиль руководства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: