Социальные группы обычно определяются тремя характеристиками:
1) Стандартизированная линия поведения (т.е. взаимодействие между членами группы, их роли и статус могут быть созданы формально – в зависимости от занимаемого поста в организации);
2) Разделённые или схожие ценности, вера (т.е. разделять одни и те же взгляды);
3) Способность различать членов и не членов группы (например, знакомство членов группы друг с другом, манера одеваться и говорить);
Независимо от того являются группы формальными или неформальными, у них есть определённые, характерные для них черты:
1) Группы состоят как минимум из двух человек, связанных какими-то определёнными целями;
2) Они имеют определённую структуру и разрабатывают роли, а также правила и нормы, которые отдельные члены должны принимать.
Эта характеристика группы связана с такими социологическими понятиями как ценности, норма, позиция и мнение.
Ценности - это существующие в обществе основополагающие нормы, которые являются общими для всех членов общества и руководят их поведением (например, справедливость и несправедливость; красота и безобразие; истина и ложь).
|
|
Норма (то лат. правило, образец) – это существующие в обществе или группе мнения, манера поведения или стандарт, к которым, как ожидают, группа приспособится.
Нормы можно подразделить на следующие классы:
1) Нормы, связанные с процессом исполнения. Они особенно важны в фирмах, где работа с клиентами занимает основную часть времени (например, фирмы по продаже одежды);
2) Нормы, касающиеся неформальных социальных отношений. К ним можно отнести нормы, связанные с профессиональной солидарностью;
3) Нормы, связанные с распределением ресурсов (например, общение работников с вышестоящими руководителями (распределение временных ресурсов), последовательность предоставления льгот и привилегий;
4) Общие организационные нормы (например, требования, предъявляемые к одежде; и стандарты поведения при ведении переговоров или участия в деловых совещаниях).
Нормы способствуют сохранению стабильности в группе, и предсказуемости поведения её членов.
К нормам можно отнести: нравы и обычаи, законы и договора, этикет.
Позиция указывает на определённые общепринятые моменты в чувствах и мыслях человека, его готовность действовать по отношению к какому-то объекту, появившемуся в его окружении.
Мнение - это убеждение, оценка или точка зрения, которые человек имеет о каком-либо предмете. Оно отличается от позиции тем, что в нём не присутствуют столь глубокие чувства как в позиции.
Группы привносят в процесс знания и опыт, которыми отдельный индивид не располагает, более успешно избегают ошибок и неудач в работе, наблюдается синтетический эффект, т.е. суммарная отдача больше, чем сумма всех результатов.
|
|
Каждая группа имеет свою динамику. На работу группы оказывают особое влияние следующие факторы:
1) мотивация членов группы, чего они ждут, их взаимоотношение (неприязненные отношения членов группы особенно снижают эффективность работы группы);
2) структура власти в группе: вопросы власти членов группы и подгрупп;
3) сложности в коммуникации, в том, чтобы тебя поняли;
4) достаточная принадлежность;
5) достаточно четкая цель, которую удаётся сохранить;
6) четкость ответственности за результаты и свобода деятельности как условие успешной деятельности группы;
Одной из характеристик группы является конформность – это степень, с которой поведение индивида соотносится с нормами его группы.
Конформность выступает в виде согласия отдельного члена группы (или нескольких из них) с мнением группового большинства.
Отметим некоторые причины такого согласия. Во-первых, нередко люди соглашаются абсолютно бездумно, даже не пытаясь сколько-нибудь рационально объяснить своё поведение (как правило этот тип согласия объясняется большой внушаемостью личности); во-вторых, согласие может носить продуманный, чисто внешний характер при внутреннем полном несогласием с группой; в-третьих, согласие основывается на доброжелательном отношении к членам группы; в-четвёртых, согласие основывается на совпадении системы жизненных ценностей данного члена группы с мнением его большинства.
Следующей характеристикой группы является сплоченность. Сплоченность определяется четырьмя факторами личностного и группового характера:
1) мотивационной основой тяготения человека к группе;
2) побудительными свойствами группы, отраженными в её целях, способе действия и престиже;
3) ожиданиями личности;
4) индивидуальным уровнем сравнения – это субъективная оценка последствий пребывания человека в разных социальных группах, с которой он сопоставляет возможные свои достижения в данной конкретной группе.
Одной из характерных особенностей группы является взаимопомощь.
Взаимопомощь - важнейшая составляющая благоприятного организационного климата, способствующая повышению эффективности совместной деятельности.