Расчет с использованием модели cocomo

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

Оценка трудозатрат и сроков разработки программных средств с использованием модели COCOMO в программном пакете COSMOS

Цель работы

Ознакомиться с Конструктивной Моделью Стоимостного Анализа (COnstructive COst MOdel - COCOMO), реализованной в программном пакете COSMOS, приобрести практические навыки в оценивании сроков разработки программных средств (ПС) и трудозатрат, необходимых для их создания.

Расчет с использованием модели COCOMO

Рассмотрим расчет трудоемкости и сроков реализации программного проекта с использованием модели COCOMO на примере ПС, реализующего функции телефонного справочника (лабораторная работа № 4).

В качестве исходных данных о размере ПС используем оценку количества строк кода на языке программирования C++, полученную в лабораторной работе № 4 с использованием метода функциональных точек и бэкфайер-метода, а именно, 975 строк.

Очевидно также, что по всем признакам (размеру, сложности, ограничениям и т.п.) данный проект следует отнести к типу распространенных.

По этим исходным данным с помощью формулы без учета влияния стоимостных факторов, т.е. при единичном коэффициенте нормирования трудозатрат , можно определить ненормированные номинальные трудозатраты (Nominal Effort)

человеко-месяца,

а также по формуле (5.2) ненормированную длительность проекта

месяца.

Далее с использованием табл. 1 и 2 произведем оценку стоимостных факторов данного проекта.

Таблица 1. Оценивание стоимостных факторов в модели COCOMO


Продолжение табл. 1.


Продолжение табл. 1.


Таблица 2. Рейтинг сложности (CPLX) в зависимости от типа преобладающих в ПС операций


Продолжение табл. 2.

Результаты такой оценки приведены в табл. 3. При этом требования к надежности данного ПС - RELY, а также его сложность – CPLX были оценены как «очень низкие», что объясняется его функциональным назначением. Объем базы данных - DATA справочника в принципе может превысить размер его кода более чем в 1000 раз, поэтому будем считать данный фактор «очень высоким». Ограничений по быстродействию - TIME и по объему оперативной памяти - STOR у столь простого ПС при его эксплуатации на современном персональном компьютере естественно не возникнет, потому примем их значения за «номинальные». Изменяемость виртуальной машины - VIRT и требуемое оборотное время - TURN примем «низкими», поскольку ПС предназначено для работы в диалоговом режиме в относительно стабильной операционной обстановке. Опыт и квалификацию разработчиков (ACAP, PCAP, AEXP, LEXP, VEXP) будем считать «низкими», т.к. разработка идет в рамках учебного проекта. Степень использования современных методов и технологий разработки ПО – MODP, а также программных средств и инструментов - TOOL примем за «высокую» и «очень высокую», соответственно. Требования к срокам поставки будем считать «Номинальными».

Таблица 3. Стоимостные факторы и коэффициенты нормирования трудозатрат для телефонного справочника

Вычислим по данным табл. 3. коэффициент нормирования трудозатрат , который будет равен 0.65, и определим затем нормированные трудозатраты на реализацию проекта (Adjusted Effort):

(человеко-месяца),

а также нормированную длительность проекта (Time to Develop)

(месяца).

Таким образом, для того чтобы разработать учебную программу – телефонный справочник с функциональностью, описанной в лабораторной работе №4, необходимо произвести трудозатраты эквивалентные 2.0 человеко-месяцам. Оптимальным планируемым сроком разработки данного программного проекта в предполагаемых условиях будет 3.3 месяца.

На первый взгляд, полученный результат может показаться нелогичным – ведь трудозатраты оценены в 2.0 человеко-месяца, а срок реализации проекта рекомендован 3.3 месяца. Однако, согласно Ф.П. Бруксу, предложившему использовать понятие человеко-месяца в качестве меры трудоемкости разработки ПС, не следует понимать его слишком буквально. Т.е. объем проекта 9 человеко-месяцев отнюдь не означает, что один человек выполнит этот проект за девять месяцев, а девять человек - за один, скорее три человека выполнят такой проект примерно за три месяца. Согласно Ф.П. Бруксу и слишком малое и слишком большое количество участников проекта относительно его размеров, как правило, приводит к его затягиванию за счет увеличения накладных расходов времени, не связанных непосредственно с процессами разработки ПС. То же самое можно сказать об очень малых проектах, где накладные расходы времени достаточно велики, как в нашем случае. В модели COCOMO этот факт учитывается, поэтому полученный результат вполне соответствует действительности.

С использованием табл. 4. можно произвести распределение трудозатрат и сроков разработки по основным этапам реализации программного проекта:

Таблица 4. Распределение трудозатрат и сроков разработки по основным этапам реализации программного проекта


Продолжение табл. 4.

ü Проектирование

· трудозатраты – 0.3 человеко-месяца

· сроки разработки – 0.6 месяца

ü Программирование

· трудозатраты

· детальная разработка – 0.5 человеко-месяца

· кодирование и тестирование модулей - 0.9 человеко-месяца

· сроки разработки – 2.1 месяца

ü Интеграция и тестирование

· трудозатраты – 0.3 человеко-месяца

· сроки разработки – 0.6 месяца.

Вывод:

В данной работе я ознакомился с Конструктивной Моделью Стоимостного Анализа (COnstructive COst MOdel - COCOMO), реализованной в программном пакете COSMOS, приобрел практические навыки в оценивании сроков разработки программных средств (ПС) и трудозатрат, необходимых для их создания. Произвел Расчет с использованием модели COCOMO.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: