Лабораторная работа № 7
ВЫБОР ТЕХНОЛОГИИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛИ
Цель работы
Основными целями выполняемой работы являются следующие:
изучить методику выбора вариантов технологического процесса восстановления детали;
освоить методику оценки вариантов и выбора среди них оптимального;
научиться составлять краткий технологический процесс восстановления на примере одной из автомобильных деталей.
Общие сведения
Проблема «восстанавливать или не восстанавливать изношенную деталь автомобиля» в каждом конкретном случае решается индивидуально. Причем это решение зависит от многих обстоятельств: есть ли новая деталь на складе или на рынке; технологические возможности АТП (оборудование и специалисты); наличие финансовых возможностей и т. п. В данной работе рассмотрены критерии, ориентируясь на которые можно оценить целесообразность восстановления деталей, рассмотреть эти вопросы с рыночных позиций. Дело в том, что как автотранспортные, так и специализированные ремонтные предприятия сейчас вынуждены заботиться не о выполнении плана, а о прибыльности (или как минимум безубыточности) своей работы. Это возможно лишь при выполнении двух условий — экономически обоснованного отбора деталей для восстановления и обоснованно выбранного варианта технологии восстановления.
|
|
Такова теоретическая предпосылка, однако опыта практической ее реализации почти нет. Поэтому эту проблему в большинстве случаев решают методом проб и ошибок, идя в каждом конкретном случае на определенный риск. Анализ огромного зарубежного опыта в этой области показывает, что риск можно уменьшить, если проблему решать по алгоритму, приведенному на рисунке 1.1.
Детали, снятые с автомобиля (агрегата, узла) и прошедшие очистку, поступают на участок первичной сортировки (дефектации), где их по чисто конструктивно-технологическим признакам разделяют на три группы: не подлежащие восстановлению; пригодные к восстановлению; годные для повторного использования. Этот этап традиционен как для плановой, так и для рыночной экономики. На следующем этапе деталями, включенными во вторую группу, должны заняться экономист и специалист по менеджменту, так как только они могут определить, с одной стороны, затраты на восстановление, с другой — рыночную цену восстановленной детали, которая определяется соотношением «спрос — предложение». На рисунке 1.1 это названо вторичной сортировкой. Ее основой являются экономические и маркетинговые исследования спроса и предложения на региональном рынке, необходимость проведения организации восстановительного производства с тем, чтобы его рентабельность была близкой к оптимальной. Конкретно это сводится к определению реально возможных и нужных рынку объемов производства запасных частей и восстановления изношенных деталей, вытекающих из фактического состояния регионального парка автомобилей. Чтобы повысить вероятность коммерческого успеха в будущем, рыночный спрос «на сегодня» следует дополнить прогнозом на ближайшие два-три года. Это позволит оценить вероятный объем продаж или собственного потребления на ближайшую перспективу и обеспечить тем самым наибольшую эффективность производства в будущем.
|
|
Изношенные детали узла (агрегата) |
Первичная сортировка |
Детали, не восстанавливаемые по конструктивно-технологическим причинам |
Детали, годные для дальнейшего использования |
Восстанавливаемые детали |
Утилизация |
Экономические и маркетинговые |
Детали, не выгодные для восстановления по экономическим причинам |
Вторичная сортировка |
Детали, экономически выгодные для восстановления |
Методы восстановления |
перспективные |
разработанные |
имеющиеся на предприятии |
Технический уровень технологии восстановления |
Экономическая эффективность |
Технический уровень детали после восстановления |
Ресурсоемкость |
Энергоемкость |
Материалоемкость |
Капиталоемкость |
Трудоемкость |
Себестоимость |
Долговечность |
Рисунок 1.1 – Алгоритм выбора способа восстановления детали
В итоге вторичной сортировки выявляются две группы деталей — экономически невыгодные и экономически выгодные для восстановления. Работа в дальнейшем продолжается со вторыми, именно для них выбираются конкретные способы восстановления и определяются необходимые капитальные вложения, размеры ожидаемой прибыли, рентабельность ремонтного производства, пути его совершенствования.
Как видим, основа этого подхода — рыночные спрос и предложение, т. е. предполагаемый дефицит на запасные части, который нужно рассчитать и оценить, какая его доля может быть обеспечена другими предприятиями, занятыми изготовлением или восстановлением деталей. Поэтому, наряду с оценкой общего спроса, необходимо исследовать и его структуру с точки зрения потребности конкретных деталей в определенный момент времени (месяц, квартал, год). Поскольку спрос на конкретную деталь для потребителя — дело субъективное, то для выявления структуры спроса запасных частей на определенный момент времени приходится использовать метод экспертных оценок и проводить маркетинговые исследования региона (при возможности — республики).
Теперь рассмотрим вопрос, какие из деталей восстанавливать выгодно. Из практики известно, что таких деталей большинство. Из строя они выходят (т. е. теряют свою потребительскую стоимость), как правило, вследствие незначительного (0,2—1,5 % по массе) естественного износа рабочих поверхностей. При их восстановлении затраты на материалы составляют 2—15 % себестоимости, в то время как для изготовления новой детали эти расходы составляют в среднем 70—75 % себестоимости.
Что касается выбора рациональной технологии восстановления, то здесь возможны несколько вариантов. Во-первых, предприятие может обойтись собственными производственными мощностями; во-вторых, купить технологию и оборудование на рынке; в-третьих, приобрести лицензию на использование запатентованных перспективных технологий. Однако два последних варианта требуют затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, так как рынок может предложить несколько технологий восстановления. Чтобы выбрать лучшую из них, нужны специальные исследования и комплексный анализ эффективности, который включает анализ технического уровня восстановительной технологии, экономической эффективности восстановительного производства и технического уровня восстановленных деталей. Технический уровень технологии оценивается (рисунок 1.1) по показателю ресурсоемкости, которая включает: энергоемкость, материало-, капитало- и трудоемкость.
|
|
Экономическая эффективность оценивается по себестоимости восстановленных деталей.
Технический уровень детали после восстановления оценивается по двум показателям — точности (соответствию требованиям чертежа на новую деталь) и долговечности. Но, очевидно, что идеально воспроизвести геометрические размеры и первоначальные физико-механические свойства детали не всегда возможно, хотя иногда в этом нет необходимости. Достаточно, чтобы восстановленная деталь обладала пригодностью, достаточной надежностью и долговечностью (рисунок 1.1).
Из сказанного можно сделать вывод: выбор подлежащих восстановлению деталей и технологий восстановления — задача хотя и сложная, но решаемая. Чтобы повысить точность этого выбора, а значит, снизить связанный с ним риск, целесообразно пользоваться следующей методикой.
По чертежу детали выбираются класс и группа, к которой относится деталь по конструктивно-технологическим признакам (таблица 1.1).
Таблица 4.1 – Распределение восстанавливаемых деталей по классам и группам
Классы деталей | Группы деталей | |||||
I. Корпусные | Картеры мостов, блоки цилиндров, картеры редукторов | Картеры коробок передач | Корпуса насосов, подшипников | — | — | — |
II. Полые цилиндры | Ступицы колес, барабаны тормозов | Чашки дифференциала | Гильзы цилиндров, стаканы подшипников | — | — | — |
III. Валы | Полуоси | Валы коленчатые | Валы с шестернями | Валы шлицевые | Оси, штанги | Клапаны, толкатели |
IV. Диски | Шестерни, маховики, диски | Фланцы, шкивы крыльчатки | — | — | — | — |
Продолжение таблицы 4.1
V. Стержни некруглые | Штанги реактивные, рычаги коробок, шатуны, сошки, тяги, рычаги поворотные, вилки переключения | — | — | — | — | — |
VI. Крышки и кронштейны | Крышки картера, кронштейны колодок, крышки подшипников, крышки насосов, крышки шестерен | — | — | — | — | — |
VII. Детали негруппирующиеся | Лонжероны, балки, колодки, опоры, кулаки поворотные, упоры | — | — | — | — | — |
Для выбора конкурентных способов восстановления используются конструктивные и технологические характеристики деталей, учитывающие восемь наиболее важных признаков: форму, размеры, толщину покрытия, твердость поверхности, усталостную прочность материала детали, характер действующих нагрузок. На основании этих признаков определены возможные способы восстановления деталей и удельные показатели технического уровня технологии, экономической эффективности и технического уровня детали после восстановления (таблица 1.2). Для удобства пользования таблицей способы зашифрованы:
|
|
1 — механизированная наплавка под слоем флюса + шлифование;
2 — механизированная наплавка под слоем флюса + точение, закалка ТВЧ и шлифование;
3 — вибродуговая наплавка в среде жидкости + шлифование;
4 — механизированная наплавка в углекислом газе + точение, закалка ТВЧ и шлифование;
5 — хромирование ванное в универсальном электролите + шлифование;
6 — железнение ванное на постоянном токе + шлифование;
7 — железнение ванное на переменном токе + шлифование;
8 — железнение проточное безванное на переменном токе + шлифование;
9 — электромеханическая обработка;
10 — механическая обработка (кроме способа ремонтных размеров);
11 — клеевые композиции.
Таблица 4.2 – Удельные показатели способов восстановления деталей по классам и группам
Класс детали и возможные способы ее восстановления | Группа | Удельные показатели на 1 дм2 поверхности | Относительная долговечность α | ||||
W, кВт·ч | Q, кг | β, м2 | qc, чел.-ч | св, у.е. | |||
Класс I. Корпусные детали | |||||||
Железнение (8) | 3,1 | 0,2 | 6,5 | 0,41 | 0,7 | 0,91 |
Продолжение таблицы 4.2
Механическая обработка (10) | 2,6 | 2,4 | 4,4 | 0,34 | 0,8 | 0,90 | |
Клеевые композиции (11) | 0,2 | 0,1 | 0,2 | 0,18 | 0,3 | — | |
Железнение (8) | 4,4 | 0,2 | 4,1 | 0,64 | 1,1 | 0,91 | |
Механическая обработка (10) | 2,7 | 3,8 | 4,5 | 0,51 | 1,0 | 0,90 | |
Клеевые композиции (11) | 0,2 | 0,1 | 0,2 | 0,16 | 0,3 | — | |
Железнение (8) | 4,0 | 0,2 | 3,4 | 0,74 | 1,2 | 0,9 | |
Механическая обработка (10) | 2,6 | 4,1 | 4,4 | 0,34 | 4,0 | 0,90 | |
Клеевые композиции (11) | 0,2 | 0,1 | 0,2 | 0,32 | 0,4 | — | |
Класс II. Полые цилиндры (втулки) | |||||||
Наплавка вибродуговая (3) | 1,8 | 0,1 | 3,0 | 0,29 | 0,5 | 0,98 | |
Наплавка в среде газа (4) | 4,3 | 0,1 | 1,7 | 0,33 | 0,6 | 0,80 | |
Хромирование (5) | 6,9 | 0,3 | 48,4 | 1,29 | 2,2 | 1,66 | |
Железнение (6) | 0,2 | 4,5 | 0,28 | 0,5 | 0,91 | ||
Механическая обработка (10) | 2,1 | 3,1 | 3,4 | 0,27 | 0,6 | 0,90 | |
Наплавка под флюсом (1) | 2,7 | 0,4 | 3,0 | 0,47 | 0,9 | 0,91 | |
Наплавка под флюсом (2) | 4,7 | 0,4 | 3,4 | 0,56 | 1,0 | 0,91 | |
Наплавка вибродуговая (3) | 1,9 | 0,1 | 4,7 | 0,47 | 0,8 | 0,98 | |
Наплавка в среде газа (4) | 4,4 | 0,1 | 2,8 | 0,53 | 1,0 | 0,80 | |
Хромирование (5) | 6,0 | 0,2 | 49,1 | 1,49 | 2,4 | 1,66 | |
Железнение (6) | 1,9 | 0,2 | 10,6 | 0,56 | 0,9 | 0,91 | |
Механическая обработка (10) | 2,7 | 3,0 | 4,4 | 0,35 | 0,9 | 0,90 | |
Наплавка вибродуговая (3) | 1,8 | 0,1 | 3,1 | 0,30 | 0,6 | 0,98 | |
Наплавка в среде газа (4) | 4,3 | 0,1 | 1,8 | 0,34 | 0,7 | 0,80 | |
Хромирование (5) | 5,7 | 0,2 | 39,3 | 1,12 | 1,9 | 1,66 | |
Железнение (7) | 1,4 | 0,2 | 3,4 | 0,27 | 0,5 | 0,91 | |
Железнение проточное (8) | 3,5 | 0,2 | 10,8 | 0,50 | 0,8 | 0,91 | |
Механическая обработка (10) | 3,0 | 3,2 | 5,1 | 0,40 | 1,0 | 0,90 | |
Класс III. Круглые стержни (валы) | |||||||
Наплавка под флюсом (1) | 2,8 | 0,4 | 2,7 | 0,41 | 0,8 | 0,91 | |
Наплавка вибродуговая (3) | 2,1 | 0,1 | 3,0 | 0,40 | 0,7 | 0,98 |
Продолжение таблицы 4.2
Наплавка в среде газа (4) | 4,3 | 0,1 | 2,0 | 0,39 | 0,7 | 0,80 | |
Хромирование ванное (5) | 8,3 | 0,3 | 65,2 | 1,75 | 2,9 | 1,66 | |
Железнение ванное (7) | 1,8 | 0,2 | 9,6 | 0,46 | 0,8 | 0,91 | |
Наплавка под флюсом (1) | 2,2 | 0,5 | 1,8 | 0,37 | 0,7 | 0,91 | |
Наплавка вибродуговая (3) | 1,7 | 0,1 | 3,0 | 0,44 | 0,8 | 0,98 | |
Наплавка в среде газа (4) | 4,1 | 0,1 | 1,5 | 0,35 | 0,7 | 0,80 | |
Хромирование ванное (5) | 5,6 | 0,2 | 28,4 | 0,97 | 1,5 | 1,66 | |
Железнение (7) | 1,1 | 0,2 | 3,0 | 0,29 | 0,5 | 0,91 | |
Механическая обработка (10) | 0,5 | 0,1 | 1,1 | 0,10 | 0,4 | 0,90 | |
Наплавка под флюсом (1) | 2,8 | 0,4 | 3,4 | 0,51 | 0,9 | 0,91 | |
Наплавка вибродуговая (3) | 2,1 | 0,1 | 4,5 | 0,56 | 1,0 | 0,98 | |
Наплавка в среде газа (4) | 4,3 | 0,1 | 2,6 | 0,54 | 1,0 | 0,80 | |
Железнение (7) | 1,4 | 0,2 | 4,9 | 0,46 | 0,8 | 0,91 | |
Электромеханическая обработка (9) | 2,0 | 4,8 | 0,46 | 0,8 | 1,10 | ||
Наплавка под флюсом (1) | 2,3 | 0,4 | 2,9 | 0,44 | 0,8 | 0,91 | |
Наплавка вибродуговая (3) | 2,1 | 0,1 | 4,1 | 0,47 | 0,9 | 0,98 | |
Наплавка в среде газа (4) | 4,3 | 0,1 | 2,5 | 0,46 | 0,9 | 0,80 | |
Хромирование (5) | 5,0 | 0,2 | 47,6 | 1,44 | 2,4 | 1,66 | |
Железнение (6) | 1,5 | 0,2 | 5,7 | 0,41 | 0,7 | 0,91 | |
Электромеханическая обработка (9) | 1,3 | 2,6 | 0,25 | 0,4 | 1,10 | ||
Наплавка вибродуговая (3) | 2,2 | 0,1 | 3,4 | 0,44 | 0,8 | 0,98 | |
Наплавка в среде газа (4) | 4,4 | 0,1 | 2,4 | 0,43 | 0,8 | 0,80 | |
Хромирование (5) | 6,1 | 0,2 | 42,3 | 1,26 | 2,1 | 1,66 | |
Железнение (6) | 1,4 | 0,1 | 3,8 | 0,35 | 0,6 | 0,91 | |
Хромирование ванное (5) | 5,4 | 0,2 | 45,0 | 1,44 | 2,4 | 1,66 | |
Железнение (7) | 1,4 | 0,1 | 3,3 | 0,44 | 0,7 | 0,91 | |
Механическая обработка (10) | 0,9 | 0,2 | 1,2 | 0,08 | 0,4 | 0,90 | |
Класс IV. Диски | |||||||
Наплавка под флюсом (1) | 2,6 | 0,4 | 3,2 | 0,46 | 0,8 | 0,91 | |
Наплавка под флюсом (2) | 4,8 | 0,4 | 3,6 | 0,53 | 1,0 | 0,91 |
Продолжение таблицы 4.2
Наплавка в среде газа (4) | 4,3 | 0,1 | 2,4 | 0,47 | 0,8 | 0,80 | |
Хромирование (5) | 11,6 | 0,2 | 2,77 | 4,3 | 1,66 | ||
Железное ванное (6) | 2,0 | 0,2 | 14,7 | 0,61 | 1,0 | 0,91 | |
Наплавка под флюсом (1) | 2,6 | 0,4 | 3,2 | 0,46 | 0,8 | 0,91 | |
Наплавка под флюсом (2) | 4,7 | 0,4 | 3,6 | 0,57 | 1,0 | 0,91 | |
Наплавка вибродуговая (3) | 1,9 | 0,1 | 4,6 | 0,44 | 0,7 | 0,98 | |
Наплавка в среде газов (4) | 4,3 | 0,1 | 2,7 | 0,51 | 0,9 | 0,80 | |
Хромирование ванное (5) | 8,6 | 0,4 | 30,9 | 2,22 | 3,6 | 1,66 | |
Железное ванное (6) | 1,6 | 0,3 | 6,3 | 0,45 | 0,7 | 0,91 | |
Железнение (7) | 1,5 | 0,2 | 5,5 | 0,40 | 0,7 | 0,91 | |
Класс V. Некруглые стержни (рычаги) | |||||||
Железнение (8) | 0,4 | 0,2 | 3,5 | 0,16 | 0,3 | 0,91 | |
Механическая обработка (10) | 1,7 | 2,0 | 2,6 | 0,33 | 0,8 | 0,90 | |
Класс VI. Кронштейны, крышки | |||||||
Механическая обработка (10) | 2,6 | 6,6 | 4,4 | 0,34 | 1,3 | 0,90 | |
Класс VII. Негруппирующиеся детали, требующие специальной оснастки | |||||||
Наплавка под флюсом (1) | 2,8 | 0,4 | 2,6 | 0,40 | 0,7 | 0,91 | |
Наплавка вибродуговая (3) | 1,8 | 0,1 | 3,4 | 0,34 | 0,6 | 0,98 | |
Наплавка в среде газа (4) | 4,3 | 0,1 | 1,9 | 0,38 | 0,7 | 0,80 | |
Хромирование ванное (5) | 6,3 | 0,2 | 49,0 | 1,38 | 2,3 | 1,66 | |
Железнение (6) | 1,5 | 0,2 | 4,6 | 0,33 | 0,6 | 0,91 | |
Электромеханическая обработка (9) | 1,3 | 2,6 | 0,25 | 0,4 | 1,10 |
В таблице 1.2 для каждого класса деталей представлены конкурирующие способы и удельные показатели на 1 дм2 поверхности: удельные энергозатраты W, расход материалов на восстановление единицы поверхности Q, показатель использования площади β (отношение производственной площади технологического комплекта оборудования к производительности труда процесса нанесения материала при данном способе восстановления), трудоемкость qc, себестоимость восстановления Св и относительная долговечность α.
Выбрав конкурирующие способы и их удельные показатели, определяем интегральный показатель технологии восстановления и составляем последовательность выполнения технологических операций процесса восстановления.