Тема мотива и мотивации очень хорошо разработана в педагогической психологии, и это, как ни странно, создаёт определённые трудности в овладении этой темой, поскольку часто по одному и тому же вопросу у психологов существует несколько разных мнений, а и следовательно, отличающихся методик для выявления какого-либо факта. Похоже, единственный способ решения этих трудностей – определить свою собственную позицию по этой проблеме, и выбрать для своей работы те термины, те методики, которые более понятны и ближе к «стилю» преподавания. Что я и сделала в последующей моей работе.
Для лучшего понимания проблемы целесообразно условиться об однозначности определений терминов «мотив» и «мотивация», хотя в психологии встречаются различные определения этих понятий.
Итак: что такое «мотив»?
Мотив - это то, что побуждает деятельность
(является формой проявления потребности).
Что такое «мотивация»?
Мотивация - процесс побуждения себя и других
к деятельности для достижения личных целей.
|
|
Итак, существует несколько классификаций мотивов, перечислю некоторые из них.
2.1. Классификация мотивов по Т. А. Ильиной
Мотивы, непосредственно побуждающие:
- зависят от личности и деятельности учителя, отобранного материала, методов.
- опираются на непроизвольное внимание, основаны на положительных эмоциях.
Мотивы, перспективно побуждающие:
- связаны с предметной целеустремлённостью самого ученика, нацеленностью его деятельности на будущее.
- это интерес к предмету, к определенной деятельности, к которой есть склонность; желание заслужить одобрение товарищей.
- мотивы часто могут быть связаны с отрицательными эмоциями – страх перед учителем, родителями.
- опираются на произвольное внимание, связанное с сознательно поставленной целью.
Мотивы интеллектуального побуждения:
- интерес к процессу умственной деятельности;
- стремление найти самостоятельный ответ на вопрос, чувство удовлетворения от успешного решения, чувство удовлетворения от самого процесса мыслительной работы;
- пробуждение и поддержание подобных интересов зависит от учителя, т.е. необходимо обучение учащихся приёмам умственной деятельности, овладения общеучебными умениями.
Это разделение очень условное, мотивы переплетаются друг с другом, переходят один в другой, объединяются; кроме того, соотношение мотивов меняется в зависимости от возраста; так в младших классах – преобладают непосредственно побуждающие мотивы; в старших – перспективно-побуждающие и социальные.
2.2. Другой вариант классификации мотивов учения по Т. А. Ильиной
(опирается на две тенденции: к достижению успеха и избеганию неудачи)
|
|
Задача учителя при этом – развивать у учеников стремление к успеху, поощрять даже маленькие достижения, не акцентировать внимание на неудачах.
2.3. Вариант классификации мотивов по А. К. Марковой
(характеризующий отношение к самой деятельности)
По этой же классификации внешние мотивы называются социальными, а внутренние – познавательными (именно эту классификацию я и буду использовать в дальнейшем).