Задание №1. Изучение приёмов использования процедур и функций пользователя при написании программ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №10

ПРОГРАММИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЦЕДУР И ФУНКЦИЙ

Цель:

Изучение приёмов использования процедур и функций пользователя при написании программ.

Получение практических навыков написания и отладки программ c использованием

процедур и функций

Указание:

1. При написании программ использовать процедуру очистки экрана.

2. При выводе результатов выполнения программы на экран компьютера указывать количество позиций, занимаемых каждым значением.

3. Для задержки на экране результатов выполнения программы, использовать оператор readln.

Основные теоретические сведения

Часто в программе обнаруживаются однотипные участки программ, которые выполняют одни и те же вычисления, но с различными данными. Такие части программ целесообразно оформлять в виде подпрограмм.

В языке Паскаль выделяют два вида подпрограмм: процедуры и функции.

Процедура, как и программа, начинается с заголовка, и заголовок этот содержит зарезервированное слово procedure, имя процедуры и, если это необходимо, список параметров в круглых скобках (эти параметры называются формальными), например:

Procedure <имя процедуры> (формальные параметры);

Допускается использование процедур без списка параметров.

Заголовок функции имеет следующий вид:

Function <имя функции> (формальные параметры): тип возвращаемого результата;

Само по себе описание не приводит к выполнению подпрограммы. Для того чтобы подпрограмма выполнилась, её надо вызвать. Вызов записывается в том месте программы, где требуется получить результаты работы подпрограммы.

Подпрограмма вызывается по имени, за которым следует список аргументов в круглых скобках. Эти аргументы называются фактическими параметрами.

Задание №1

Использование процедур и функций в одной задаче (на примере сложения двух чисел)

Program pr;

Var a, b, s: integer;

Procedure summa (var с: integer; x, y: integer); {процедура}

Begin

с: = x+y;

end;

Function sum (x, y: integer): integer; {функция}

Begin

Sum: = x+y;

End;

Begin {основная программа}

a: = 12;

b: = 15;

summa (s, a, b); {вызов процедуры}

writeln (‘сумма чисел равна ‘, s);

s: = sum (a, b); {вызов функции}

writeln (‘сумма чисел равна ‘, s);

end.

Задание №2

Использование процедуры без параметров

Рисование узора из звёздочек – хороший пример использования процедуры без параметров.

Рисунок одного квадрата оформляется в виде процедуры, а затем эта процедура вызывается столько раз, сколько квадратов необходимо нарисовать.

Результат выполнения программы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: