ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
МЕТРОВЫХ РЕЛЬСОВ
Исходные данные:
Участок звеньевого пути (длина рельсов 25 м) на деревянных шпалах и костыльном скреплении находится на _________________ дистанции пути Белорусской железной дороги (максимальная температура рельсов t max = +___ °С, минимальная – t min = –___ °С).
Определение допустимой годовой температурной амплитуды, позволяющей эксплуатировать 25-метровые рельсы без сезонных разгонок и регулировок стыковых зазоров
Допустимая температурная амплитуда, °С, позволяющая эксплуатировать 25-метровые рельсы без сезонной регулировки стыковых зазоров, в общем случае определяется по формуле:
(5.1)
где t св – перепад температуры, необходимый для изменения длины свободнолежащего 25-метрового рельса на величину конструктивного зазора (перепад температуры для раскрытия или закрытия стыкового зазора от нуля до конструктивного значения), °С;
t R – перепад температуры, необходимый для преодоления стыкового сопротивления или для преодоления сил трения рельса в накладках, °С;
|
|
t пог – изменение температуры рельса для преодоления сил погонного сопротивления, вызываемого трением рельса по подкладкам и сопротивлением сдвигу противоугона по рельсу, при костыльном скреплении t пог, ввиду его малости, можно пренебречь;
ty – допускаемый перепад температуры на сжатие от момента появления нулевых зазоров по условию устойчивости пути, °С;
t б – перепад температуры, учитывающий изгиб болтов в момент наступления минимальной расчетной температуры, указанный перепад температур равен 7 и 0 °С;
t доп – перепад температуры, учитывающий допуск -2 мм на содержание среднего зазора на пикете, °С.
(5.2)
где λк – конструктивный стыковой зазор, мм;
α = 0,0000118 1/°С – коэффициент линейного расширения рельсовой стали, 1/°С;
L = 25 000 – длина рельса, мм.
При конструктивном стыковом зазоре λк = 21 мм:
при конструктивном стыковом зазоре λк = 23 мм:
при конструктивном стыковом зазоре λк = 25 мм:
Принимаем для четырехдырных стыковых накладок t R = 5 °С, для шестидырных – t R = 8 °С.
t пог = 0 °С для костыльного скрепления.
ty определяем из таблицы 5.1, полученной на основании экспериментальных исследований.
Таблица 5.1 – Допускаемые перепады температуры от момента появления нулевых зазоров по условию устойчивости пути ty, °С
Тип рельсов | План линии (радиус кривой) | ||||||||
прямая | |||||||||
Р50 | |||||||||
Р65 |
t б принимаем равным 0 и 7 °С; t доп составляет 7 °С.
Таблица 5.2 –Допустимые температурные амплитуды , °С, позволяющие
|
|
эксплуатировать 25-метровые рельсы без сезонной регулировки стыковых зазоров
(t б принимаем равным 0°С)
Тип рельсов | Накладки | Конструктивный зазор, мм | План линии (радиус кривой) | ||||||||
прямая | |||||||||||
Р50 | 6-дырные | ||||||||||
Р65 | 4-дырные | ||||||||||
Р65 | 6-дырные | ||||||||||
Таблица 5.3 –Допустимые температурные амплитуды , °С, позволяющие
эксплуатировать 25-метровые рельсы без сезонной регулировки стыковых зазоров
(t б принимаем равным 7°С)
Тип рельсов | Накладки | Конструктивный зазор, мм | План линии (радиус кривой) | ||||||||
прямая | |||||||||||
Р50 | 6-дырные | ||||||||||
Р65 | 4-дырные | ||||||||||
Р65 | 6-дырные | ||||||||||
Годовую температурную амплитуду для заданной дистанции определяем по зависимости:
(5.3)
Сравниваем значение со значениями, полученными в таблицах 5.2 и 5.3. Если < , то при таких плане линии, типе рельсов и стыковом скреплении необходимо выполнять работы по сезонным разгонкам (регулировкам) стыковых зазоров. Если > , то сезонные разгонки (регулировки) не надо выполнять для таких условий. В таблицах указанные зоны разделяем вертикальными стрелками.