Использование команды «Подбор параметра» для расчетных задач

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 4

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ 5

2. ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ, СРЕДСТВАМ ОБУЧЕНИЯ И УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ.. 6

3. ОПИСАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ.. 8

3.1. Лабораторная работа №1. Использование команды «Подбор параметра» для расчетных задач (2 часа). 8

3.2. Лабораторная работа №2. Использование команды «Поиск решения» для оптимизационных задач (2 часа). 11

3.3. Лабораторная работа №3. Работа с «Мастером диаграмм», построение графиков (2 часа) 16

3.4. Лабораторная работа №4. Прогнозирование развития автотранспортного предприятия по статистическим данным (4 часа). 22

3.5. Лабораторная работа №5. Создание и заполнение базы данных в среде Microsoft Access (4 часа). 33

3.6. Лабораторная работа №6. Ввод данных посредством формы и формирование запросов на выборку (4 часа). 39

3.7. Лабораторная работа №7. Создание презентации на базе шаблона

(4 часа)………………………………………………………………………………...47

3.8. Лабораторная работа №8. Создание презентации с использованием собственных графических изображений (4 часа)……………………………….....51

Библиографический список………………………………………………………………...54


ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Информационные технологии на транспорте» знакомят студентов с информационным обеспечением транспортного процесса, назначением и видами систем и средств связи на транспорте, а также с информационными потоками в транспортных системах, их взаимосвязью с глобальной системой передачи, хранения и обработки информации. Студенты знакомятся с основами передачи данных, а также с понятием о базах и банках данных.

Целью выполнения лабораторных работ является изучение студентами информационных технологий на транспорте, решение практических задач с использованием ПЭВМ.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

· формирование у студентов научного мышления и умения применять его на практике;

· овладение программно-целевыми методами системного анализа и прогнозиро­вания информационных потоков;

· выработка у студентов приемов и навыков в решении инженерных задач.

В результате выполнения лабораторных работ по дисциплине «Информационные технологии на транспорте» студент должен знать:

· основные понятия об информационных системах и технологиях;

· методы обработки информации;

· задачи, решаемые информационной системой автотранспортного предприятия;

· способы представления, хранения и преобразования данных;

· возможности пакета Microsoft Office;

· технологию решения транспортных задач и создания базы данных на ЭВМ.

Сборник описаний лабораторных работ содержит наименование лабораторных работ, согласно плану учебной программы. Для каждой лабораторной работы изложены цель и задачи работы, порядок выполнения и форма отчетности. В конце лабораторного занятия имеются контрольные вопросы для закрепления полученных знаний и навыков, а также приведен библиографический список рекомендуемой литературы.


1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

При подготовке к лабораторным работам по дисциплине «Информационные технологии на транспорте», в соответствии сграфиком их проведения, студент должен предварительно самостоятельно подготовиться. Получив в библиотеке (или у преподавателя) описание лабораторной работы, следует уяснить цель и задачи работы, изучить методику ее проведения, ознакомиться с литературными источниками по теме проводимой работы.

Каждая лабораторная работа выполняется группой из 10 – 12 студентов. Студенты, не прошедшие собеседование или не сдавшие предыдущую работу, к последующей не допускаются.

При работе со сборником описаний лабораторных работ по дисциплине «Информационные технологии на транспорте» рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий:

· сначала ознакомтесь с пунктами «Цель работы», «Задачи работы», «Обеспечивающие средства», чтобы составить себе общее представление о тематике предстоящей работы;

· затем переходите к пункту «Задание», внимательно прочтите текст задания, который часто представляет собой алгоритм будущих технологических действий;

· наконец, приступайте к пункту «Технология работы», где показано пооперационно, на какие клавиши нажимать и какие команды выполнять для достижения поставленной в задании цели. Если в пункте имеется подпункт «Теоретические сведения», то сначала бегло ознакомьтесь с ним.

При выполнении технологии работы необходимо неукоснительно следовать указаниям каждого пункта, следить за правильностью своих действий на компьютере и постоянно сравнивать получаемые результаты с приводимыми в сборнике описаний лабораторных работ.

После выполнения лабораторной работы производится обработка полученных результатов, написание и оформление отчета.

Зачет по лабораторным работам сдается каждым студентом индивидуально. Студент получает подобное задание с индивидуальными данными. Для получения зачета необходимо предъявить оформленный отчет и ответить на вопросы по данной работе.


2. ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ, СРЕДСТВАМ ОБУЧЕНИЯ И УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Для выполнения лабораторных занятий по дисциплине «Информационные технологии на транспорте» основным оборудованием является персональный компьютер.

При эксплуатации персонального компьютера рекомендуется выполнять следующие требования безопасности перед началом работы:

- осмотреть и привести в порядок рабочее место;

- проверить освещенность на рабочем месте, убедиться в достаточности освещенности, отсутствии отражений на клавиатуре и экране;

- проверить правильность подключения оборудования в электросеть;

- проверить исправность проводки и отсутствие оголенных участков проводов;

- убедиться в наличии защитного заземления;

- протереть салфеткой поверхность экрана и защитного фильтра;

- убедиться в отсутствии дискет в дисководах процессора персонального компьютера;

- проверить правильность установки стола, стула, подставки для ног, положения оборудования, угол наклона экрана, положение клавиатуры, положение «мыши» на специальном коврике, при необходимости произвести регулировку рабочего стола и кресла, а также расположение элементов компьютера в соответствие с требованиями эргономики и в целях исключения неудобных поз и длительных напряжений тела.

В целях обеспечения безопасности и исключения несчастных случаев во время выполнения лабораторных занятий перед каждой лабораторной работой студенты проходят обязательный инструктаж по технике безопасности. Инструктаж проводится на первом лабораторном занятии и регистрируется в специальном журнале. Студенты, не прошедшие инструктажа по технике безопасности, к работам не допускаются.

При проведении лабораторных занятий все студенты обязаны выполнять следующие указания по технике безопасности:

1. Студенту при работе с персональным компьютером не рекомендуется:

- касаться одновременно экрана монитора и клавиатуры;

- прикасаться к задней панели системного блока (процессора) при включенном питании;

- переключать разъемы интерфейсных кабелей периферийных устройств при включенном питании;

- допускать попадание влаги на поверхность системного блока (процессора), монитора, рабочую поверхность клавиатуры, дисководов, принтеров и других устройств:

- производить самостоятельное вскрытие и ремонт оборудования.

2. Студент обязан соблюдать последовательность включения персонального компьютера:

- включить блок питания;

- включить периферийное устройство (принтер, монитор, сканер и др.)

- включить системный блок (процессор).

3. Студент должен оборудовать рабочее место:

- клавиатуру расположить на рабочей поверхности стола на расстоянии 10-30 см от края, обращенного к пользователю, или на специальной регулируемой по высоте рабочей, отделенной от основной, столешнице;

- уровень глаз при вертикально расположенном экране должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана, линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать ± 5°, допустимое ± 10°.

Продолжительность непрерывной работы с видеодисплейным терминалом или персональной вычислительной машиной без регламентированного перерыва не должна превышать двух часов.

4. Студент обязан соблюдать следующую последовательность выключения персонального компьютера:

- произвести закрытие всех активных задач;

- убедиться, что в дисководах нет дискет;

5. В аварийных ситуациях при работе с персональным компьютером студент обязан:

- во всех случаях обнаружения обрыва проводов питания, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появления гари немедленно отключить питание и сообщить об аварийной ситуации своему преподавателю;

- при любых случаях сбоя в работе технического оборудования или программного обеспечения немедленно сообщить своему преподавателю;

- не приступать к работе на персональном компьютере до устранения неисправности;

- в случае появления рези в глазах, резком ухудшении видимости (невозможность сфокусировать взгляд или навести резкость), боли в пальцах или кистях рук, усиления сердцебиения немедленно сообщить своему преподавателю.


3. ОПИСАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

3.1. Лабораторная работа №1

Часа

Использование команды «Подбор параметра» для расчетных задач

Цель работы: Познакомиться с функциональными возможностями табличного процессора Microsoft Excel и общей методологией использования электронной таблицы в профессиональной работе с данными.

Задачи работы:

1. Уметь создавать и редактировать таблицы, производить расчет по формулам, осуществлять структурирование данных в среде Microsoft Excel;

2. Освоить методику расчета данных с помощью команды «Подбор параметра».

Обеспечивающие средства: учебная база данных; персональный компьютер; текстовый редактор Microsoft Word; табличный процессор Microsoft Excel.

Задание:

Пусть известно, что в штате автомастерской состоит 6 разнорабочих, 8 слесарей, 10 мастеров, 3 заведующих блоками, бухгалтер, сторож, дворник и директор. Общий месячный фонд зарплаты составляет 100000 р ублей. Необходимо определить, какими должны быть оклады сотрудников автомастерской.

Требования к отчету: Итоги лабораторной работы представить в виде таблицы, полученной в результате компьютерной обработки информации.

Технология работы:

1. Теоретические сведения.

Построим модель решения этой задачи. За основу возьмем оклад разнорабочего, а остальные оклады будем вычислять, исходя из него: во столько-то раз или на столько-то больше. Говоря математическим языком, каждый оклад является линейной функцией от оклада разнорабочего: Ai · С + Вi, где С – оклад разнорабочего; Аi и Вi – коэффициенты, которые для каждой должности определяют следующим образом:

v слесарь получает в 1,5 раза больше разнорабочего (А 2=1,5; В 2=0);

v мастер – в 3 раза больше разнорабочего (В 3=0; А 3=3);

v заведующий блоком – на 300 рублей больше, чем мастер (А 4=3; B 4=300);

v сторож – в 2 раза больше разнорабочего (А 5=2; В 5=0);

v дворник – на 200 рублей больше слесаря (А 6=1,5; В 6=200);

v бухгалтер – в 4 раза больше разнорабочего (А 7=4; В 7=0);

v директор – на 500 рублей больше бухгалтера (А 8=4; В 8=500);

Зная количество человек на каждой должности, нашу модель можно записать как уравнение

,

где N 1 – число разнорабочих, N 2 – число слесарей и т.д.

В этом уравнении нам известны A 1... A 8, B 1... B 8 и N 1... N 8, а С – неизвестно. Анализ уравнения показывает, что задача составления расписания свелась к решению линейного уравнения относительно С.

2. Выполнение работы.

Введите исходные данные в рабочий лист электронной таблицы, как показано на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Таблица с исходными данными

В столбце D вычислите заработную плату для каждой должности. Например, для ячейки D3 формула расчета имеет следующий вид:

=B3*$B$12+C3

В столбце F вычислите заработную плату всех рабочих данной должности. Например, для ячейки F3 формула расчета имеет вид:

=D3*E3

В ячейке F12 вычислите суммарный фонд заработной платы автомастерской по формуле:

=СУММ(F3:F10)


Рабочий лист электронной таблицы будет выглядеть, как показано на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Таблица c расчетными данными

Определите оклад разнорабочего так, чтобы расчетный фонд был равен заданному:

1. Активизируйте команду Подбор параметра из меню Сервис;

2. В поле «Установить в ячейке» появившегося окна введите ссылку на ячейку F12, содержащую формулу;

3. В поле «Значение» наберите искомый результат 100000;

4. В поле «Изменяя значение ячейки» введите ссылку на изменяемую ячейку В12 и щелкните на кнопке <ОК>.

Сохраните таблицу в личном каталоге.

Контрольные вопросы:

1. Поясните очередность выполнения операций в арифметических формулах.

2. Опишите методику расчета данных с помощью команды «Подбор параметров».

3. Определите оклад разнорабочего, если месячный фонд заработной платы увеличится на 20%.

При выполнении лабораторных работ использовать [4], [5].


3.2. Лабораторная работа №2

Часа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: