В начало. В одной южно-немецкой деревенской церкви кандидаты теологии обычно читали свои пробные проповеди

КРИТИКА РЕЧИ

В одной южно-немецкой деревенской церкви кандидаты теологии обычно читали свои пробные проповеди. Потом церковный служка объявлял, как прошла проповедь. И этот «глас народа» имел наготове три оценки. Если духовная речь удавалась, служка говорил: «Господь был милостив!» При посредственном результате служка отзывался: «Ведь был очень тяжелый текст!» Если же кандидат терпел полную неудачу, служка утешал его словами: «Но Вы так хорошо подобрали псалмы!»

Перед нами надежная форма передачи информации путем косвенного высказывания. Не сказано ничего – и, тем не менее, сказано все.

Мы даем себе отчет о действии нашей речи на слушателей. Мы просим друзей сделать критические замечания, разбираемся в причинах осечки. Никто не должен падать духом из-за первой неудачи. И у великих ораторов случались плохие старты.

Однако «неприятности такого рода возбуждают силы разума» (Буш).

Назовем главные критерии критики речи: объективность, ясность, наглядность, рациональность структуры, последовательность изложения, хорошее введение, повышение напряжения речи к ее окончанию, требуемая громкость, гибкое изменение темпа и соответствующее ситуации поведение оратора во время речи.

Опытный оратор постоянно оттачивает технику речи. Никакая речь не является хорошей настолько, чтобы ее нельзя было улучшить.

В начало

к содержанию << >> на следующую страницу


Вильгельму Торкелю,

Другу и коллеге

ЧАСТЬ II

ШКОЛА ДЕБАТОВ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

ГЛАВА 15. Речь в диалоге: дискуссия – дебаты

Основные вопросы

Формы проявления

ГЛАВА 16. Дискуссия и переговоры

Подготовка и подведение итогов

Диалектика, софистика, находчивость

Вы и ваш партнер: техника и тактика ведения переговоров

Вы включаетесь в дискуссию

Вам заключительное слово

ГЛАВА 17. Техника аргументации

Основные вопросы построения системы доказательств и планирования аргументации

Методы

Замечания с мест, реплики в ходе дебатов

Поединок журнала «Шпигель» с австрийским канцлером Зиновацем

Материал для упражнений. За и против: выходной для школьников по субботам; платные автотрассы

ГЛАВА 18. Указания к ведению дискуссии

Методические вопросы

К технике ведения дискуссии

«Лучшие из книг – те,

Что побуждают читателя дописать их»

(Вольтер)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: