Заключительные замечания

Тот, кто проработал все главы этой книги, возможно, вздохнет: «...И нужно думать обо всем этом? Да я за деревьями не вижу леса!»

Конечно, все продумать невозможно. На практике многое можно упростить; опытные ораторы некоторые вопросы решают иначе, чем рекомендуется здесь. Каждый должен обрести свой индивидуальный опыт и не полагаться на опыт других.

Начинающий оратор спросит: «Что применить мне сегодня или завтра в моих “риторических буднях”?» Упражнения, продуманные упражнения; после каждого ораторского выступления продуманный отчет самому себе: это простое основное правило, которое ведет к прогрессу в обучении.

Польский пианист Падеревский однажды выразился так: «Если я не упражняюсь один день, это замечаю я, если не упражняюсь в течение двух дней, это замечают мои критики, если я пропускаю три дня, это замечает публика». Может быть, это преувеличение. Но то, что хочет этим сказать Падеревский, справедливо и для оратора: постоянное упражнение – секрет успеха.

Цель любого оратора – создание на основе общих риторических правил совершенно индивидуального, особенного стиля речи.

Для этого есть много путей. В этой книге я хотел бы лишь указать общее направление и стать вашим проводником.

Она никоим образом не позволяет охватить все существенное, тем более «в сочиненных правилах». Бельгийский политик Поль Анри Спаак однажды написал: «Я слышал ораторов которые говорили намного лучше, чем я, предложения которых были построены лучше, чем мои, которые выражались легче, непринужденнее, но которые все же никогда не ценились как выдающиеся ораторы. У них отсутствовало самое существенное: тот необъяснимый дар излучения, который создает атмосферу».

Постоянное сознание, что употребленное слово может стать злоупотреблением, что оно служит добру и злу, может противодействовать сотворению кумиров. Альбрехт Гоэс предлагает поразмыслить над тем что: «За слово приходится страдать, за дьявольское искажение слова. Приходится изведать, как люди в слове не понимают себя, делают себе больно, способны сбить себя с толку. Еще хуже: как они не понимают друг друга в лучших воззрениях, как они от слова к слову все более отдаляются, как они, в конце концов, больше не способны видеть себя и как из слов, будто колючие заросли перед замком спящей красавицы, вырастает зло: стены, тюрьмы, казематы. Именно переговоры могут напомнить и то и дело напоминают нам о древней беде человеческих сообществ о вавилонской путанице языков».

Тот, кто пытается употреблять речь как можно более правдиво и с пользой для людей, обдумает эти границы использования слова.

В своей прощальной речи в качестве премьер-министра Хайнц Кюн следующим образом описал свою «риторическую позицию» в зачастую нервозных буднях демократических дискуссий: «Я в эти двенадцать лет моей службы ни о ком не думал враждебно – ни о ком среди моих друзей, ни о ком среди моих оппонентов. Меня все же угнетало бы, если бы некое убеждение было подавлено только оттого, что оно не нравится моим друзьям, и я чувствовал бы себя жалким, отказавшись от спора с противником, который мне кажется необходимым ради истины. Но из жизненного опыта я часто вижуи хочу это повторить: в действительности истина состоит из многих частичных истин, которые нужно воспринять от всех участников спора, а не искать только у себя самого. Высказывание Паскаля о том, что истина лежит только по эту сторону Пиренеев, а ложь – по другую, в жизни нигде не оправдывается. Только это не означает, что в споре не нужна бойцовская стойкость. Жизнь – это крепкий орешек, который не расколешь, положив между подушками. Демократия живет конфликтами».

к содержанию << >> на следующую страницу

Конец формы


[1][1] Здесь и далее примеры из немецкого языка, по возможности, заменены схожими по звучанию русскими. – Прим. ред.

[2][2] Квинтилиан (ок. 35 – ок. 96), римский оратор и теоретик ораторского искусства. Сохранился трактат «Об образовании оратора» – курс античной риторики с обозрением греческой и римской литературы.

[3][3] Буш Вильгельм (1832–1908), немецкий поэт и художник. Юмористические циклы рисунков сопровождал стихами.

[4][4] Диалект или говор – самая маленькая территориальная разновидность языка, на которой говорят жители нескольких деревень или даже одной деревни. Русские диалекты существуют только в устной форме в отличие от литературного языка и от диалектов других языков, например немецкого. – Прим. ред.

[5][5] Горгий (ок. 483–ок. 375 до н.э.), древнегреческий софист. С его именем связывают зарождение риторики и изобретение риторических фигур.

[6][6] Ueding G., Steinbrink B. Grundriß der Rhetorik. Geschichte. Technik, Methode. Stuttgart, 1986. S. 184.

[7][7] Ригоризм – строгое соблюдение каких-либо принципов, правил в вопросах нравственности. – Прим. ред.

[8][8] Вартбург – замок XII века близ г. Эйзенах в Германии. – Прим. Ред.

[9][9] Damaschke A. Geschichte der Redekunst. Jena, 1921.

[10][10] Ueding G., Steinbrink B. Grundriß der Rhetorik. Geschichte. Technik, Methode. Stuttgart, 1986. S. 184.

[11][1] Kühn H. Die Kunst der politischen Rede. Düsseldorf/Wien, 1985.

[12][2] Гауптман Герхард (1862–1946), немецкий писатель. Глава немецкого натурализма.

[13][3] Кестнер Эрих (1899–1974), немецкий писатель.

[14][4] H. v. Kleists sämtliche Werke, 2 Bd.,Stuttgart u. Berlin, o. J., S. 285–291

[15][1] Kopperschmidt, J.: Allgemeine Rhetorik. Einführung in die Theorie der persuasiven Kommunikation. Stuttgart 1976., S. 13.

[16][2] Софист – тот, кто использует словесные ухищрения, чтобы ввести заблуждение. – Прим. ред.

[17][3] V–IV вв. до н.э. – период наивысшего расцвета культуры Афинах – городе-государстве Древней Греции. В середине IV в. до н.э. царь Филипп Македонский завоевал Грецию, покорив Афины, Спарту и др. – Прим. ред.

[18][4] Конвент – высший законодательный и исполнительный орган Первой французской революции. Действовал с 21 сентября 1792 г. по 26 октября 1795 г. – Прим. ред.

[19][5] Ueding G., Steinbrink B. Grundriß der Rhetorik. Geschichte. Technik, Methode. Stuttgart, 1986.

[20][6] Kopperschmidt, J.: Allgemeine Rhetorik. Einführung in die Theorie der persuasiven Kommunikation. Stuttgart 1976.

[21][7] Jaspers К. Von der Wahrheit. Philosophische Logik. Bd. 1. München, 1947.

[22][8] Многозначность, или полисемия, – наличие у слова нескольких начений. Основное значение слова называется прямым, другие значения – переносными. Например, окно: 1. Отверстие в стене здания, а также рама со стеклом; 2. (перен.) Просвет, отверстие в чем-либо. Окно между тучами; 3 (перен.) Время между занятиями, ничем не занятое в расписании. Окно между лекциями.

[23][9] Гердер Иоганн Готфрид (1744–1803), немецкий философ и писатель-просветитель. Пастор в Риге (1764–1769), в Веймаре с 1776. Друг И. Гете.

[24][10] Автор приводит пример разностильной лексики: высказывать умные вещи – лексика нейтральная, болтать об умных вещах – лексика разговорная. Употребление разностильной лексики может быть использовано в речи специально, например, чтобы добиться комического эффекта. При употреблении слов в речи обычно соблюдают условие одностильности. Большинство слов межстилевые, нейтральные. Они лишены стилистической окраски и употребляются в любом стиле речи. – Прим. ред.

[25][11] Обратите внимание, как переход к рыночной экономике открыл шлюзы мощному потоку иностранных терминов. Некоторые ушли, а другие прочно вошли в нашу жизнь, приняв формы, свойственные русским словам: оффшорная зона, инвестиции, аудит, инфляция, дисконт, легитимность и т.д. Новая форма государственного управления в активный словарный запас ввела слова: спикер, сенатор, президент, импичмент, инаугурация. Этот процесс подтверждает мысль В. Белинского, высказанную еще в XIX в.: «Изобретать свои термины для выражения чужих понятий очень трудно...» С новым понятием, которое один народ берет у другого, он берет и самое слово, выражающее это понятие. – Прим. ред.

[26][12] Мёрике Эдуард Фридрих (1804–1875), немецкий писатель-романтик. Лирика в народном духе, сказки.

[27][13] Lausberg H. Handbuch der literarischen Rhetorik. München, 1979.

[28][14] Трилогия Ф. Шиллера «Валленштейн» (1798).

[29][15] Фленсбург – город в ФРГ на земле Шлезвиг-Гольштейн.

[30][16] Конфессиональный – религиозный, вероисповедальный.

[31][17] Тильзитский мир заключен 25 июня 1807 г. в Тильзите (с 1946 г. Советск Калининградской обл.). В результате личных переговоров Александра I и Наполеона Россия соглашалась на континентальную блокаду торговую блокаду Великобритании – всеми союзными или подвластными Наполеону государствами.

[32][18] Тухольский Курт (1890–1935), немецкий писатель-публицист. Песни на слова Т. пел Эрнст Буш.

[33][19] Гумбольдт Вильгельм (1767–1835), немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат. Развил учение о языке как непрерывном творческом процессе.

[34][20] Версальский мирный договор 1919 г. завершил первую мировую войну. Подписан в Версале (пригороде Парижа) 28.07.19 между державами-победительницами – США, Британской империей, Францией, Италией, Японией. По этому договору Германия лишалась значительной части своей территории и колоний.

[35][21] Лига Наций – международная организация. Учреждена в 1919 г. цель – развитие сотрудничества между народами и гарантия мира и безопасности. Распущена в 1946 г.

[36][22] Секуляризация (лат. saecularies – светский) – освобождение от церковного влияния в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве.

[37][23] В 1804 г. Наполеон Бонапарт провозглашен императором. Во Франции установлен диктаторский режим, и начались победоносные войны за расширение территории империи.

[38][24] Карбонарии (итал. carbonari, букв. – угольщики) – члены тайного общества в Италии в XIX в. Боролись за национальное освобождение и конституционный строй.

[39][25] Викарий (от лат. vicarius – заместитель, наместник) – в протестантской церкви помощник священника.

[40][26] Деревня на Фризских островах Северного моря. Территория ФРГ.

[41][27] Нижняя Саксония – северная часть ФРГ, административный центр – Бремен.

[42][1] Пен-клуб (Р.E.N., сокр. от англ, poets – поэты, essayists – очеркисты, novelists – романисты.) Основан в 1921 г. английскими писателями Дж. Голсуорси и К.Э. Даусон-Скоттом. Объединяет свыше 80 национальных пен-клубов.

[43][1] Schmidt, Р.: Statist auf diplomatischer Bühne, Bonn, 1950.

[44][2] Kopperschmidt, J.: Allgemeine Rhetorik. Einführung in die Theorie der persuasiven Kommunikation. Stuttgart. 1976, S. 99.

[45][3] Perelman, Ch.: Logik und Argumentation. Kronberg/Ts. 1979, S. 74.

[46][4] Schlüter, H.: Grundkurs der Rhetorik. München 1985.

[47][5] Ueding, G./Steinbrink, B.: Grundriß der Rhetorik. Geschichte, Technik, Methode. Stuttgart. 1986.

[48][6] Rother, W.: Die Kunst des Streitens. München. 1961.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: