Мотив достижения

Мотивация достижения - стремление к повышению уровня собственных возможностей, связанная со стремлением личности добиваться успехов и избегать неудач.

Ковингтон (1984) и др. выделили три типа учеников: стремящихся в успеху, избегающих неудачи и находящих неудачу нормальной.

- Первый тип - это удачливые учащихся, которые считают себя ответственными, имеют далёкие планы, сами решают проблемы. Они решают задачи повышенной сложности и соглашаются с жесткой системой оценок.

- Второй тип - достигли каких-то результатов, имея много неудач, пока не сформировали чувство ответственности и самоуважения. Откладывают проблемы на потом.

- Третий тип - потеряли надежду на избежание неудач и смирились с ними.

Индивидуальные различия проявляются в следующих вариантах поведения:

Характеристики деятельности Лица с мотивом стремления к успеху Лица с мотивом избежания неудач
Ситуация достижения Активно ищут ситуации соревнования, риска с личной ответственностью за исход. Избегают подобных ситуаций, а попадая в них “плывут по течению”.
Цель Выбирают цели несколько выше средней степени трудности, успех в которых позволяет подтвердить самооценку. Ставят либо очень лёгкие, либо очень трудные цели, так, чтобы успех или неуспех не влиял на самооценку.
Действия. Настойчивы и упорны в достижении цели, действуют самостоятельно. Склонны к поиску помощи и поддержки, к отвлечению от деятельности (фантазии).
Результат Эффективны, в случае неудачи сохраняют или снижают уровень сложности, в случае удачи - повышают. Эффективны в случае лёгких целей. При неудаче отказываются от реалистичной стратегии
Оценка окружающих Стремятся к получению обратной связи и реагируют на неё. Не стремится получить информацию или игнорируют её.
Самооценка и атрибуция причин. Самооценка реалистичная и устойчивая. Успех рассматривают как результат усилий, неудачу как следствие стечения обстоятельств. Чаще завышенная, заниженная, неустойчивая самооценка, успех рассматривается как случайный, а неудача как проявление плохих способностей.
Планирование временной перспективы Умеренное, реалистичное планирование, если высокий уровень достижений, то ориентация на отдалённое будущее. Глобальное, либо очень узкое планирование, уклонение от реалистичного планирования.

Мотив достижения как система самооценки (Хейхаузен).

Самооценка в деятельности- это оценка своих качеств как деятеля, отражается на уровне самоуважения. Самооценка меняется в зависимости от успеха или неудачи в деятельности.

Важную роль в формировании самооценки играет то, как человек оценивает успешность своих действий У.Джеймс определил: “Самооценка = успех: притязания”, то есть самооценку можно изменить либо увеличивая успех, либо уменьшая притязания.

Уровень притязаний личности определяется по степени сложности целей, которая она перед собой ставит. Уровень притязаний может быть реалистичным (соответствующим возможностям), и нереалистичным (завышенным или заниженным).

Хейкхаузен ввёл дополнительные характеристики ситуации деятельности, которые также влияют на процесс самооценивания.

1. Результат деятельности соотносится со стандартом, но важно знать, какой стандарт использует человек.

2. Исход этого сопоставления может быть изменён посредством приписывания причин происходящего самому себе или внешним факторам.

Таким образом, самооценка определяется тремя факторами: результатом действия, стандартом оценивания и интерпретацией причин происходящего.

Действие результат последствия самооценка

       
   
 
 


сопоставление со стандартом

приписывание причин


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: