Приобретённая (выученная) беспомощность - безнадёжность и покорность, приобретаемая в случае, если человек не чувствует возможности контроля над повторяющимися неприятными событиями.
Если опыт человека говорит в том, что его действия не влияют на ход событий и не приводят к желательным результатам, то усиливается ожидание неприятной неконтролируемой ситуации и появляется тройственный эффект: мотивационный (исчезает желание действовать), когнитивный (понимание - от меня ничего не зависит) и эмоциональный (негативное настроение).
У детей приобретённая беспомощность появляется в случае многих неудач в деятельности и получении наказаний за эти неудачи.
Способы коррекции выученной беспомощности:
1. Влияние на сознание. В серии успешных и неудачных действий систематическая интерпретация взрослым ситуации, как определяемой усилиями и состоянием ребёнка.
Создание условий для достижения успеха. Работа с людьми, воспитывающими ребёнка: обучение развитию саморегуляции, тренингу мотивации достижения, умению эффективно поощрять, тренингу личностной причинности, тренингу внутренней мотивации.
|
|
Люди склонны использовать различные стандарты при самооценке деятельности.
Индивидуальная нормативная ориентация - проявляется в использовании в ситуации самооценивания индивидуальных эталонов - сравнения результата деятельности каждого человека с его же предшествующими достижениями: “Сегодня у меня получается лучше, чем вчера”.
Социальная нормативная ориентация п роявляется в использовании в ситуации самооценивания социальных эталонов - сравнения своих успехов с успехами других людей: «А у Саши получается лучше».