Основные направления Греческой колонизации

Греческая колонизация VIII—VI вв. до н. э. развивалась одновременно в нескольких направлениях, в значительноймере определявшихся теми связями, какие существовали между греками и другими народами и племенами того времени. По мере развития колонизации возникли и окрепли и новые связи. Сношения греческих колонистов с местными племенами, ещё не изжившими первобытно-общинных отношений, приобретают в это время большое значение. Таковы взаимоотношения греков с фракийскими племенами на Балканском полуострове, с местными племенами Южной Италии и Сицилии, с кельтами и иберами, в древности населявшими современные территории Франции и Испании, со скифами, местами и другими леменами на побережьях Чёрного и Азовского морей. С многими из местных племён у греков установились мирные отношения на почве торгового обмена, который приносил колониям огромные выгоды, однако нередки были и случаи военных столкновений.

Продвижение греческих колонистов в западном направлении началось с создания ряда колоний на побережьях Ионического и южной части Адриатического моря — Эпире, Иллирии, на близлежащих островах — Керкире, Левкаде и других, а также Южной Италии. В VIII—VII вв. до н. э. в колонизации Южной Италии приняли частие выходцы из целого ряда городов и областей Греции. Сюда, например, переселились после завоевания их родины Спартой многие жители западной области Пелопоннеса—Мессении, поселившиеся в городе Регии, незадолго перед тем основанном халкидянами на берегу Мессинского пролива. В Южную Италию переселялись и жители самой Спарты, основавшие колонию Тарент на берегу одноимённого залива. Жители Ахайи основали на том же побережье Сибарис и Кротон, вскоре тавшие цветущими городами, славившимися богатством. Уже упоминавшиеся выше халкидяне совместно с выходцами из малоазийского города Кимы основали на западном побережье Италии город Киму (Кумы). В свою очередь Кумы основали поблизости от себя ещё ряд колоний, в их числе Неаполь («Новый город»). Халкидянами же, по преданию, в 735 г. был основан Наксос—первая греческая колония в ицилии, которая в свою очередь основала Катану и Леонтины. Почти одновременно с халкидянами Коринф создал на восточном побережье Сицилии колонию Сиракузы, которая в дальнейшем стала ^самым крупным из всех греческих городов, расположенных к западу от Греции. В течение второй половины VIII и в VII в. на побережьях Сицилии и Южной Италии возникло ещё много других колоний, основанных жителями различных греческих городов. Колонизация этих побережий приняла настолько широкий размах, что уже в VI в. за ними и особенно за районом, расположенным вокруг Тарента, утвердилось название «Великая Греция».

Эпоха эллинизма характеризуется массовой еврейской эмиграцией в Египет. В каждом египетском городе два из пяти кварталов были еврейскими. Причины антисемитизма не следует искать в каком-либо исключительном социальном или политическом статусе евреев в Египте и в Римской империи. Выходцы из Палестины, как и представители других народов Востока, бывали воинами и земледельцами, чиновниками и торговцами. В Империи можно было встретить евреев-чиновников, евреев-всадников, евреев-легатов, евреев-сенаторов, евреев-преторов. В то же время евреям принадлежали многие экономические преимущества, например, монополия в торговле папирусом, право брать на откуп сбор некоторых денежных пошлин.

Что действительно выделяло евреев из среды населявших Империю народов, так это отношение к Богу, соблюдение субботы, пищевые запреты и посты, отказ от воздавания любых почестей богам Рима, в том числе живым богам - обожествляемым монархам. А также глубочайшая вера в своё избранничество - вера, которая помогала евреям на протяжении всей истории выдерживать тяготы, преследования.

"Столкнувшись с еврейской непреклонностью в этом отношении, - отмечает Л. Поляков, - римляне, как опытные администраторы, быстро пришли к определенным компромиссам - в частности, освобождавшим евреев от необходимости приносить жертвы императорам". Именно эту привилегию можно рассматривать как источник зависти и недоброжелательства, которые испытывали к евреям представители многих народов Востока.

. ГРЕЦИЯ И МАКЕДОНИЯ В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА

В истории античного мира период с конца IV в. до последних десятилетий I в. до н. э. (т. е. со времени греко-македонского завоевания стран Востока и до подчинения Египта Римом) принято называть эллинистическим, или периодом эллинизма. О содержании термина "эллинизм", введенного в научный оборот еще в 30-х годах XIX в. немецким историком И. Дройзеном, до сих пор не прекращаются дебаты: нет единства мнений ни о хронологических и географических границах эллинистического мира, ни об историческом значении этого периода.

Нередко эллинизм трактуется как чисто культурное явление и в рамки эллинистического мира включаются все области, где в античную эпоху обнаруживается взаимодействие эллинской и местной культур (М. Леви, А. Тойнби). При этом одни исследователи подчеркивают сам факт взаимодействия и как следствие его - синкретизм эллинистической культуры, другие видят в ней прежде всего дальнейшее развитие греческой культуры, "творческого духа" греков (Ю. Керст, Г. Бенгтсон, Дж. Фергюсон).

Более широкое содержание вкладывается в термин "эллинизм", когда он идентифицируется с понятием "эллинистическая цивилизация": в этом случае, помимо общности в культурном развитии, исследователи прослеживают в рамках определенного региона (преимущественно в Восточном Средиземноморье) ряд характерных для этой эпохи форм политической организации и социально-экономических отношений (В. Тарн, М. Кери, Ф. Уолбенк и др.). В этом плане большое влияние на разработку истории эллинизма оказала концепция М. И. Ростовцева, согласно которой эллинистический мир, включающий Восточное Средиземноморье и Северное Причерноморье, следует рассматривать как единую политическую и социально-экономическую систему, для которой характерны прочные внутренние экономические связи и политическое равновесие между входящими в нее государствами. Основой этой системы, по мнению Ростовцева, служили полисы и "класс буржуа", обеспечивавшие преобладание греческого городского (по Ростовцеву - буржуазного) строя над восточным феодальным и распространение эллинистической культуры. Возникнув в результате завоевания Востока, открывшего новые рамки и широкое поле деятельности в первую очередь для греков, эллинистический мир достиг процветания, но сравнительно кратковременного, сменившегося упадком вследствие нарушения политического равновесия и усиления "восточной реакции". Концепция Ростовцева, придавшая понятию "эллинизм" социально-политический акцент и модернизированную окраску (вследствие сближения экономики эллинистического мира с капиталистической), в той или иной мере нашла отзвук во многих последующих работах по истории эллинистической эпохи (П. Клоше, П. Пти, А. Момильяно и др.).

Полемизируя с модернизаторскими тенденциями в историографии, советские историки (С. И. Ковалев, В. С. Сергеев, А. Б. Ранович, К. К. Зельин, К. М. Колобова и др.) предложили принципиально иную трактовку эллинизма, исходя из специфики античного мира. Отмечая, что ддя периода эллинизма характерны развитие разделения труда, рост ремесленного производства, рассчитанного на вывоз, интенсивное развитие торговли и денежных отношений, появление новых торгово-ремесленных центров и некоторое экономическое нивелирование, они подчеркивают, что все эти процессы имели место внутри рабовладельческого в своей основе общества. Наиболее развернутые характеристики эллинистической эпохи были даны в работах А. Б. Рановича и К. К. Зельина. А. Б. Ранович считал эллинизм закономерным этапом в истории античного рабовладельческого общества, которое, достигнув предела своего возможного развития в рамках греческих полисов, в эпоху эллинизма в рамках созданного путем завоевании более обширного экономического единства получило возможность воспроизвести процесс развития на более высокой ступени. Но эллинизм не разрешил социально-экономических противоречий, свойственных рабовладельческому обществу, и не создал достаточных условий для перехода к более прогрессивной общественно-экономической формации, а потому пришел к кризису, разрешившемуся римским завоеванием и повторением процесса на более высокой ступени.

Возражая против социологического аспекта в трактовке А. Б. Рановичем понятия "эллинизм", К. К. Зельин подчеркивал, что в эллинистический период страны Восточного Средиземноморья переживали разные стадии развития рабовладельческих отношений: в наиболее развитых греческих государствах имел место кризис полисного устройства в условиях дальнейшего развития классических форм рабовладельческих отношений, в Македонии и полисах Северо-Западной Греции - рост рабовладения и политическая консолидация, в Египте и Передней Азии - распространение античных форм рабства и полисного устройства, у племен внутри и на периферии эллинистического мира шел процесс становления классового общества. Поэтому эллинизм следует рассматривать как конкретно-историческое явление, присущее ограниченному географическому ареалу и характеризующееся сочетанием и взаимодействием эллинских и местных элементов в экономике, социально-политическом строе и культуре стран Восточного Средиземноморья и Передней Азии в конце IV-I вв. до н. э.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: