Греческая Классика

Классический период, несмотря на его непродолжительность, занимает особое место в истории античной культуры. Именно в пятом веке до нашей эры, первоначально в искусстве Аттики, складывается особая стилистическая система, которая определит собой впоследствии облик всей античной культуры. В классическом искусстве возникает гармоничное и, в то же время, напряженное равновесие миметического принципа и идеализации. Скульптура, живопись, архитектура, литература, театр этого времени приходят в состояние взаимного стилистического соответствия, образуют единое образное пространство – «греческий дух» находит свое органичное воплощение в разнообразных формах творческой деятельности.

Живопись этого периода не сохранилась, однако уже дошедшие до нас описания современников позволяют понять некоторые принципы ее изобразительного языка. Возможно, одно из главных нововведений, отличающих живопись Греции, от живописи Востока заключается в том, что здесь впервые появляется станковая картина. Основное отличие станковой картины от монументальной живописи – самостоятельность. Станковое произведение не связано с определенным помещением, пространством, а, следовательно, и с определенной функцией, назначением. Если живописные композиции египетских усыпальниц имели значение только на стене гробницы, где они выполняли определенную сакральную функцию, то картины греков - пинаки, написанные на глиняных дощечках имели ценность безотносительную. Это изменение говорит о том, что в оценке изобразительного искусстве большую роль начинает играть эстетическая составляющая – картина ценится сама по себе как вещь, созерцание которой доставляет радость.

Интерес представляют так же сохранившиеся рассказы о художниках из которых наиболее показательным является известный анекдот о состязании двух известных живописцев – Зевксиса и Паррасия. Согласно Плинию, который передает эту историю, Зевксис и Паррасий представили на суд зрителей две работы. Зевксис нарисовал виноград так удачно, что птицы слетелись клевать его, это привело зрителей в восхищение. Паррасий принес картину, завешенную драпировкой и, когда Зевксис попросил отдернуть ткань, оказалось что ткань – это иллюзия, она нарисована. После этого Зевксис признал себя побежденным. Эта история показывает, что существенным критерием оценки являлось правдоподобие – художники фактически соревновались в изготовлении «обманок». Для того чтобы изображение стало «правдоподобным» необходимо использовать такие приемы как светотень и перспективное сокращение. Светотеневая моделировка формы, судя по сохранившимся описаниям, было освоена практически в совершенстве. Что касается перспективы, то она использовалась, но не как цельная система построения пространства, а как частный оптический эффект.

Описания живописных произведений рисуют нам греческое искусство как сугубо натуралистическое, однако, сохранившиеся памятники скульптуры показывают, что натуралистические устремления в искусстве уравновешивались стремлением к созданию идеально прекрасного образа.

Развитие греческой скульптуры шло по тому же пути усиления живоподобия, которое достигалась за счет внимательного отношения к строению тела и, особенно, к движению, поскольку движение является главным «признаком жизни». Уже в конце VI века до н. э. изображения куросов утрачивают статичность – проявляется стремление сделать позу естественнее. Начало пятого века было ознаменовано созданием известного памятника тираноубийцам – Гармонию и Аристогитону. Показательно, что сюжет этой композиции связан с падением в Афинах тирании и установлением демократии – событием совпадающим с началом классического периода. Фигуры поставлены плечом к плечу, резкое согласное движение выражает решимость и устремленность к намеченной цели (нетрудно узнать в них прообраз «Рабочего и колхозницы» Веры Мухиной). Этот порыв, кажется, предвосхищает грядущий блистательный взлет художественной культуры Аттики совпадающий с временем правления Перикла (461 – 429 гг. до н. э.).

В период высокой классики греческая скульптура так же имела своей важнейшей темой передачу движения, подчеркивавшего в облике человека мужество, героику, доблесть. Эта тенденция прослеживается в ряде произведений, представлявших искусство Аттики и Пелопоннеса. Чрезвычайно сложную задачу ставил себе скульптор Мирон в статуе «Дискобол» - движение метателя диска «остановлено» в кульминационный момент, за долю секунды до того как диск оторвется от руки атлета. Мироном же была создана скульптурная группа «Афина и Марсий», в которой величавость богини контрастировала со стремительностью раскованного движения Сатира. Оба эти произведения были первоначально отлиты в бронзе, однако сохранились только в мраморных римских копиях. Приверженность бронзовой скульптуре так же во многом объяснима стремлением к передаче динамики – этот материал позволял изображать фигуры в достаточно свободных позах. К тому же поверхность бронзы создавала динамический эффект резких светотеневых контрастов.

Аргосский скульптор Поликлет прославился изучением пропорций человеческого тела. Его представления об идеальных пропорциях мужской фигуры нашли свое воплощений в статуе «Дорифор» (копьеносец). Эта статуя создавалась как идеальное изображение образцового гражданина – атлета и воина, фигура которого выражает одновременно непоколебимое спокойствие, собранность и энергию. Этого сложного эффекта Поликлету удалось добиться благодаря идеально найденному равновесию движения и покоя.

Наиболее значительным памятником высокой классики является афинский Акрополь, заново отстроенный при Перикле, после разрушительного вторжения персов. Акрополь был не только крепостью, но и средоточием всех святынь города, культурным и религиозным центром.

Он является памятником не только архитекторы, но и скульпторы, так как скульптура играла активную роль в организации пространства, не случайно одним из руководителей работ был назначен скульптор Фидий. В основе общей композиции лежит принцип свободной гармонии, более характерный для пластики, нежели для архитектуры, тяготеющей к геометрической симметрии. Все сооружения Акрополя были расположены с таким расчетом, чтобы они последовательно открывались с наиболее выгодных сторон зрителю, проходящему по пути торжественных процессий - с городской площади (агоры ) к храму Афины – Парфенону. Уже на склоне холма зритель видел одно из сооружений комплекса – храм Ники Аптерос (Бескрылой). Этот небольшой храм был окружен мраморной балюстрадой украшенной рельефами. В настоящее время известен рельеф изображающий Нику, снимающую сандалии. Он, как и другие рельефы, был создан позднее, чем храм и демонстрирует всю тонкость, рафинированность зрелого стиля.

Вход на Акрополь оформляли своеобразные ворота-портики – Пропилеи, за которыми открывалась площадь и, расположенный с ее южной стороны Парфенон. Этот храм, возведенный архитекторами Иктином и Калликратом, стоял на возвышающемся участке скалы, что придавало его облику величие.

Строгость дорического ордера смягчалась изяществом пропорций и обилием скульптурного декора. Кроме того, внутренние колонны имели ионические капители. Стены храма украшал фриз, представлявший шествие афинян навстречу Афине – то самое действо, которое реально разворачивалось вокруг храма во время празднования Великих Панафиней. При выполнение этого фриза, авторство которого принадлежит школе или «кругу» Фидия, был мастерски выстроен движении, то торжественного и неторопливого, то бурного (всадники).

Фронтоны храма были украшены скульптурными композициями, прославлявшими подвиги греков. Скульптуры фронтонов сохранились во фрагментарном состоянии, но даже разрозненные части позволяют оценить спокойствие, гармонию величавость фигур – качества, отличающие произведения Высокой классики.

Лаконизмом и выразительностью отличаются и сохранившиеся рельефы метоп, изображающие сцены фантастических битв.

Фидием так же были выполнены две грандиозные статуи Афины. Одна из них – статуя Афины Парфенос была выполнена в сложной хризо-элефантинной технике: деревянный каркас был покрыт золотыми листами и пластинками из слоновой кости. При этом золото имитировало вооружение и одежду, а слоновая кость - открытые части тела. Эта статуя не сохранилась и известна лишь по уменьшенным копиям, но даже в них ощущается монументальность фигуры, строгость и величавость, торжественность образа. Афина Парфенос воплощала духовные силы храма, являвшегося символом города.

Другая статуя – Афина Промахос (воительница) помещалась перед храмом и изображала богиню в полном боевом вооружении, как защитницу города. Она была отлита из бронзы и так же не сохранилась.

В северной части Акрополя напротив Парфенона помещается храм посвященный богам Пасейдону и Эрехтейону. Его принято называть по имени бога ветра - Эрехтейон. Достроен он был несколько позднее – около 410 г и его художественное решение близко по духу поздней классике, отличавшейся большей утонченностью и изысканностью форм. Стремление к поиску оригинальных решений выразилось в необычном плане. Расположение его частей нарушает принцип симметрии, который до этого неукоснительно господствовал в композициях храмов. Прямоугольное замкнутое пространство дополняется тремя портиками разной величины, расположенными на разных уровнях. Главный из них – неглубокий и достаточно традиционный по пропорциям оформляет центральный вход. Но большее внимание обращает на себя южный портик – он поднят на высокий цоколь и его перекрытие поддерживают фигуры кариатид. Это неожиданное живописное решение позволило создать выразительный контраст двух сооружений: подчеркнуть грандиозность Парфенона и изящество миниатюрного Эрехтейона.

Поздняя классика так же отмечена рядом блистательных достижений в скульптуре. С этим периодом связаны имена Скопаса и Праксителя. Их творчество развивалось в направлении углубления психологизма, усиления внутренней и внешней динамики образов.

Из искусства этого периода постепенно уходит гражданский пафос, чаще всего это явление принято объяснять кризисом греческого полиса и военными неудачами. Однако возможно и обратное объяснение – кризис полиса был во многом вызван изменениями нравов, вкусов, нарастанием индивидуалистических настроений.

Меняются идеалы – меняются пропорции. Статуи Праксителя уже не соответствую канону Поликлета – фигуры вытягиваются, линии становятся плавными, изогнутыми. Об этом позволяют судить сохранившиеся копии с его статуй: «Афродита Книдская», «Аполлон Сауроктон», «Отдыхающий сатир» и великолепная статуя «Гермес с младенцем Дионисом», возможно являющаяся подлинником. В отличие от мастеров Высокой классики Пракситель предпочитал мрамор. Мраморные скульптуры его были раскрашены – их расписывал известный в то время живописец Никий. Раскрашивание мрамора в европейской эстетике воспринимается как нарушение эстетических норм. Но этот прием был вполне органичен для греков. Можно сказать, что миф о скульпторе Пигмалионе, влюбившемся в собственную статую выражает мечту греческого искусства создавать живую реальность, но реальность более совершенную, ем та, что нас окружает, воплощать и оживлять идеал. Не случайно именно в этот период Платон создает учение о мире прекрасных образов (эйдосов) – вечных и неизменных образцах, отражающихся в несовершенных явлениях нашего мира. Кажется, что скульптура классического периода есть попытка проиллюстрировать эту идею. И, в то же время, сам философ не хочет узнавать в них подобия своей теории – мертвая и холодная скульптура так же не устраивает его, как Пигмалиона не устраивала мраморная Галатея. Платон осуждает современное ему изобразительное искусство за чрезмерную натуралистичность и «бесполезность».

Если эпоха Архаики наиболее полно выразила себя в лирике, то классическая Греция проявила себя в аттической трагедии – жанре, в наибольшей степени отвечающему духу античной культуры. В трагедии нашла свое выражение такая эстетическая категория как катарсис, то есть очищение, возвышение души посредством сильных эстетических переживаний.

Театр занимал особое место в жизни древних греков, он был трибуной для широкого распространения новых мыслей, он выступал как средство воспитания народа.

Трагедия (в буквальном переводе – «песнь козлов») возникает из хоровой песни – дифирамба, исполнявшейся на ежегодном празднике, посвященном богу виноделия – Дионису. Пение ряженых, изображавших спутников бога – козлоногих сатиров – составляло центральный момент ритуального действа. Сюжетами песен часто служили мифы. В V до н. э. веке к хору были добавлены еще три персонажа, что позволило не только петь, но и разыгрывать сюжеты.

Греческий театр, хотя и считается прообразом современного, все же во многом от него отличался. Во-первых не было постоянных трупп и профессиональных актеров. Финансирование и организация театрального представления (литургии) были одной из обязанностей богатых граждан, причем обязанность эта считалась почетной и исполнение ролей поручалось избранным.

Во-вторых, само устройство театра сильно отличалось от современного. Греческий театр скорее напоминал современный цирк или стадион. Представление шло на открытой круглой площадке – орхестре. Скамьи для зрителей вырубались в каменистых склонах холмов, окружавших площадку. Все пространство называлось театроном. Разметы театрона были порой очень велики, так что даже со средних рядов невозможно было разглядеть мимику актеров. Поэтому все внимание сосредотачивалось на жесте и голосе, лица же закрывались масками, которые ярко и выразительно, в утрированной форме обозначали характер – сценический тип или настроение героя.

Как и в других областях греческой культуры в театре большую роль играло состязание – агон. Театральные постановки шли по три дня подряд во время празднования Великих Дионисий. Каждый день давали три трагедии разных авторов и одну сатирическую драму (комедию). По окончании трехдневного «фестиваля» зрители должны были назвать лучшего драматурга, лучшего актера и лучшего постановщика – хорега.

Славу аттической трагедии принесли три величайших драматурга: Эсхил, Софокл и Еврипид.

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте принцип мимесиса? Является ли он универсальным?

2. Какова была основная проблема греческой пластики классического периода?

3. Перечислите храмы афинского Акрополя. Каким богам они были посвящены?

4. Какие тенденции наметились в греческой скульптуре конца V в. до н. э.? Назовите мастеров этого периода.

5. Каково было происхождение греческого театра? Опишите его основные постановочные принципы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: