Типы рыночных отношений

Рыночные отношения различаются по характеру поведения участников торговых сделок.

Рыночное хозяйство прямо противоположно натуральному хо­зяйству в одном очень важном отношении. Оно дает своим агентам (участникам) максимальную степень экономических свобод. Эти свободы видны из того, сколько у людей имеется никем не ограни­ченных возможностей выбора благ и характера хозяйственного по­ведения.

Покупатель обладает экономической свободой, если он:

а) по же­ланию выбирает продукт из множества предлагаемых благ и

б) отыс­кивает продавца из числа тех, кто лучше обслужит и продаст товар по сходным условиям.

Для продавца свобода заключается в следующем:

а) выборе наи­более подходящего покупателя и

б) возможности распоряжаться деньгами, вырученными от продажи товаров, по своему усмотрению.

Для покупателя и продавца свобода состоит в неограниченном выборе условий торговой сделки. Не требуется, пожалуй, доказы­вать, что степень рыночных свобод возрастает по мере увеличения богатства продавцов и покупателей.

По уровню развитости этих и иных хозяйственных свобод рынки можно подразделить на три типа: свободный, нелегальный и регули­руемый.

Свободный рынок обладает максимумом свобод. Здесь субъекты рынка имеют полную независимость. Они свободны от вмешатель­ства государства в дела собственников.

Ради истины следует признать, что неограниченная рыночная свобода имеет и свою неприглядную сторону. В наше время из-за своеволия продавцов и покупателей и несоблюдения ими утвердив­шихся правил поведения данный тип рынка получил нелестные на­звания — «дикий», «нецивилизованный».

К свободному рынку по характеру поведения его участников близок нелегальный (незаконный) рынок. Но имеются существен­ные различия между ними, касающиеся отношения продавцов и по­купателей к соблюдению юридических норм и законов.

Нелегальный рынок включает два вида: а) теневую торговлю и б) чер­ный рынок. Теневая торговля ведется с нарушением правил купли- про­дажи обычных благ (неуплаты рыночных сборов и налогов, отсутствие необходимых лицензий — разрешений государственных органов на сбыт определенных товаров и др.). На черном рынке подпольно тор­гуют вещами, которые запрещено производить и продавать. Так, согласно Уголовному кодексу Российской федерации, уголовно на­казуемыми признаны, в частности, сбыт оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; торговля наркотически­ми средствами, психотропными веществами и т.п.

Качественно отличной от свободного и нелегального рынка яв­ляется регулируемая торговля. Регулируемый рынок подчинен опре­деленному порядку, который закреплен в правовых нормах и под­держивается государством. Сейчас на Западе рынок превращается в социальный институт. Под социальным институтом понимается определенная организация общественной деятельности, устанавли­вающая правила поведения людей и регулирующая их взаимоотно­шения. Лауреат Нобелевской премии Рональд Коуз (США) в речи при вручении этой премии (1991) с полным основанием заявил, что без соответствующих рыночных институтов невозможно развитие рыночной экономики любого уровня.

Современный рынок включает следующую совокупность соци­альных институтов.

Во-первых, сюда входит правовая система, которая организует правовое регулирование рынка и охраняет интересы участников ры­ночных отношений. Основу этой системы составляет Гражданский кодекс, выполняющий роль экономической конституции.

Во-вторых, в рассматриваемую совокупность институтов входят органы государственного контроля и регулирования. Здесь имеются в виду учреждения по санитарному, эпидемиологическому и эколо­гическому контролю; налоговая система; органы финансово-кре­дитной политики государства.

В-третьих, к социальным институтам относятся ассоциации (объединения), союзы потребителей, предпринимателей и работни­ков (профессиональные союзы). Они повышают степень организо­ванности, цивилизованности и эффективности действий участни­ков рыночных сделок.

В-четвертых, для нормальной деятельности современного рынка необходима инфраструктура — общее устройство хозяйственной жизни. Сюда относятся торговые предприятия, биржи, банки и т.п.

Они связывают производителей, торговых посредников и покупате­лей в единое целое.

Подытоживая все изложенное об истории развития и современном состоянии рыночного хозяйства, мы приходим к следующим обобщениям.

1. По мере количественного роста товарного производства рынок имеет тен­денцию (направление развития) к пространственному расширению. Он прошел исторический путь от местной к внутренней и международной торговле.

2. Во второй половине XX столетия достигнуто столь глубокое разделение труда в товарном производстве, что современный рынок превратился в много­звенную систему отраслей и подотраслей торговли. В результате резко усили­лась зависимость всего экономического организма от развития рыночной сис­темы.

3. Типы рыночных связей существенно изменялись на протяжении всей исто­рии товарно-рыночного хозяйства. Для Запада первоначально и вплоть до XIX в. включительно было характерно преобладание свободного рынка. Тогда была до­стигнута наибольшая степень экономических свобод товаровладельцев. Во вто­рой половине XX в. в результате активного вмешательства государства в нацио­нальное хозяйство развился тип регулируемого рынка.

4. Современная структура рыночных связей включает три их типа: а) свобод­ный рынок (частично сохранился в секторе единоличных хозяйств); б) нелегаль­ный рынок и в) регулируемое рыночное хозяйство (развитое преимущественно в секторе акционерных объединений и государственном секторе). В итоге цивили­зованный (культурный) рынок выступает как социальный институт.

Определенная свобода действий товаровладельцев придает рынку непременное качество — способность к саморегулированию. Саморегулирование осуществляется с помощью цен, изменяющихся по определенным законам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: