Из «Царского Титулярника» 1672 г. и других источников)

Рюриковичи - династия русских князей, в том числе великих князей киевских, владимирских, московских, и русских царей (IX - XVIвв.), считавшихся потомками Рюрика. Последний Рюрикович - царь Федор Иоаннович.

B XVIIв. часть Рюриковичей постепенно слилась с представителями нетитулованного дворянства и занимала значительное положение среди придворной знати вплоть до XIXв. Другая часть обеднела и смешалась с мелким дворянством.

Норманская теория – комплекс научных представлений, согласно с которыми, именно скандинавы(т.е. "варяги"), будучи призваны править Русью, заложили на ней первые основы государственности. Согласно с норманской теорией, некоторые западные и российские ученые ставят вопрос не о влиянии варягов на уже сформировавшиеся племена славян, а о влиянии варягов на само происхождение Руси как развитого, сильного и независимого государства.

Сам термин “варяги” возник в конце IX — начале X вв. Варяги впервые упоминаются в "Повести временных лет" на ее первых же страницах и они же открывают список из 13 народов, продолживших после потопа род Иафета. Первые исследователи, занимавшиеся разбором повествования Нестора о призвании варягов, все почти в общем признавали его достоверность, видя в варяго-руссах выходцев из Скандинавии (Петреюс и другие шведские ученые, Байер, Г. Ф. Мюллер, Тунман, Шлецер и т. д.). Но еще в XVIII веке начали появляться и активные противники этой "норманнской теории" (Тредьяковский и Ломоносов).

Впрочем, до шестидесятых годов XIX века школа норманнистов могла считаться безусловно господствующею, так как против нее было высказано лишь немного возражений (Эверс в 1808). За это время наиболее выдающимися представителями норманнизма явились Карамзин, Круг, Погодин, Куник, Шафарик и Миклошич. Однако, с 1859 г. оппозиция против норманнизма поднялась с новой, небывалой до того силой.

Норманисты - приверженцы норманнской теории, исходя из рассказа Несторовой летописи о призвании варяго-руссов из-за моря, находят подтверждение этого рассказа в свидетельствах греческих, арабских, скандинавских и западно-европейских и в фактах лингвистических, все согласны в том, что русское государство, как таковое, действительно основано скандинавами, т. е. шведами.

Норманская теория отрицает происхождение древнерусского государства как результат внутреннего общественно-экономического развития. Норманисты связывают начало государственности на Руси с моментом призвания варягов на княжение в Новгород и завоевания ими славянских племен в бассейне Днепра. Они считали, что сами варяги, “из которых был Рюрик с братьями, не были колена и языка славенского... они были скандинавы, то есть шведы”.

И все-таки идея политического единства Европы появилась достаточно рано - на рубеже VIII-IX вв. Ее родиной стало Франкское королевство, которое в ту неспокойную эпоху оказалось самым жизненным и сильным государством.

Достигнув наивысшего расцвета при короле Карле Великом (768-814), который активно вел завоевательную политику, оно превратилось в огромную империю, объединившую различные племена. Ее границы простирались от Средней Италии на юге до Ютландии на севере, от Барселоны на юго-западе до Богемских гор и Венского леса на востоке.

Карл Великий и его приближенные видели в своем новом государстве возрождение Римской империи. В 800 г. папа Лев III короновал Карла и провозгласил его римским императором. Но империя была непрочным образованием и распалась вскоре после смерти своего создателя. Согласно Верденскому договору 843 г. она была поделена между потомками Карла Великого на три большие части: Западно-Франкское, Восточно-Франкское королевства и империю, включавшую Италию и земли вдоль Рейна (империя Лотаря, одного из внуков Карла). Раздел положил начало истории трех современных европейских государств - Франции, Германии и Италии.

Еще одна попытка утвердить преемственность Западной Европы от Римской державы была предпринята германским королем Оттоном I (936-973). Совершив несколько военных походов в Италию, в 962 г. он добился коронации в Риме. Так была создана новая "Римская Империя", включавшая в свой состав Германию, а также Северную и Среднюю Италию. Позже она стала называться Священной Римской империей. Это позволило германским императорам вмешиваться во внутренние дела европейских стран, оказывать влияние на папство, считать себя хозяевами Италии.

Идея единства западноевропейской цивилизации постепенно формировалась и под воздействием римско-католической церкви, которая претендовала на роль высшего арбитра в политической жизни Европы. Кроме того, церковь вкладывала в сознание своей паствы идею о существовании особого христианского мира, отделенного от других стран исключительностью вероисповедания.

В период наивысшего расцвета в состав империи входили Германия, являвшаяся её ядром, северная и средняя Италия, Нидерланды, Чехия, а также некоторые регионы Франции.

Стремясь установить порядок и законность в русских землях, Ярослав в начале своего правления ввел в действие первый на Руси писаный свод законов "Русскую Правду". В основе его лежали старые традиции, устный "Закон русский", который упоминается еще в договорах Руси с Византией.


"Русская Правда" строго наказывала за умышленное убийство. Причем допускалась еще кровная месть: за убийство человека родственники могли мстить убийце, но это право получали лишь близкие родственники (брат, отец, сын, дядя). Так эта традиция, пришедшая из родоплеменного быта, подверглась уже законодательному ограничению. Если же таких ближних родственников не оказывалось, то убийца платил великому князю виру, специальную плату в 40 гривен. Такой же принцип применялся и в наказаниях за увечье, побои. Они также наказывались вирами.


Первый русский писаный закон касался, прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилий, бесчинств, драк, которых было так много в это смутное время на Руси. Но уже в нем просматривались черты развивающегося социального неравенства, которые быстро обгоняли само законодательство. Так, в некоторых статьях денежные штрафы полагались за укрывательство чужой челяди. За преступление холопа виру платит господин. За обиду, которую наносит холоп свободному человеку, последний мог безнаказанно убить обидчика.

Феодали́зм — тип общества, характеризующийся наличием двух социальных классов — феодалов (землевладельцев) и простолюдинов (крестьян), занимающих по отношению к феодалам подчиненное положение.Основные признаки:

Во-первых, наличие феодальной собственности, выступающей как монополия господствующего класса (феодалов) на основное средство производства – землю, т. с. как собственность феодальной иерархии в целом (или как верховная собственность государства); при этом собственность на землю была неразрывно связана с господством над непосредственными производителями – крестьянами (для феодала ценность представляла земля не сама по себе, а в соединении с работником, её возделывающим, – основным и решающим элементом производительных сил того времени). Во-вторых, наличие у крестьянина самостоятельного хозяйства, ведущегося на формально «уступленном» ему господином наделе, который фактически находился в наследственном пользовании одной и той же возделывавшей его крестьянской семьи.

Ре́нта — добавочный доход, получаемый предпринимателем сверх определённой прибыли на затраченные труд и капитал

Крепостно́е пра́во — совокупность юридических норм феодального государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости. Включало запрет крестьянам уходить со своих земельных наделов (то есть прикрепление крестьян к земле или «крепость» крестьян земле; беглые подлежали принудительному возврату), наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда — возможность для феодала отчуждать крестьян без земли

Феод — земли (реже - фиксированный доход или право на получение дохода), пожалованные сеньором вассалу в наследственное владение, пользование и распоряжение на условиях несения вассалом военной, административной или придворной службы в пользу сеньора

Феодальная иерархия-истема отношений (соподчинения) внутри класса феодалов. Выражалась в отношениях «сеньор–вассал». Обусловливалась условным характером феод. земельной собственности и иерархич. структурой, которая помогала обеспечивать господство феодалов в условиях отсутствия сильной центр, власти в период раздробленности.

Сосло́вие — социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению от остального населения.

Этапы периода развитого феодализма:

I этап (1132-1243) - домонгольский период феодализма
II этап (1243-н.XIV в) - эпоха экономической разрухи и восстановления
III этап (XIV-с.XV вв.) - рост Московского княжества и начало объединения русских земель вокруг Москвы
IV этап (с.XV-н.1533) - завершение образования Российского централизованного государства

Агра́рное о́бщество — этап общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад встоимость материальных благ вносит стоимость ресурсов, производимых в сельском хозяйстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: