Задания. 1. Почему представление о языке как о системе закрепляется за словом «язык», а не «речь»

1. Почему представление о языке как о системе закрепляется за словом «язык», а не «речь»?

2. В каких значениях употреблены слова «язык» и «речь», приведите синонимы: Он не владеет языком. Говорит тяжелым языком. Притча во языцех. Язык мой - враг мой. Язык формул. Трудный для понимания язык. Язык колокола. Шершавым языком плаката. Он изучает русский язык.

Одна речь не пословица. Изучение родной речи - великое дело. Речи слышали, да дела не видели. Не верь своим очам, верь моим речам. Владеть речью. Дар речи. Отчетливая речь. Стихотворная речь. Умные речи приятно и слушать. Об этом не может быть и речи. Выступить с речью. Он изучает русскую речь

3. Определите, какой вид речи представлен в следующих ситуациях:

а) ученик рассказывает наизусть стихотворение А. С. Пушкина;

б) студент дословно воспроизводит по памяти определение понятия «речевая деятельность»;

в) драматург написал диалог героев своего нового произведения;

г) журналист готовит к публикации текст интервью с известным бизнесменом;

д) менеджеры 2 фирм ведут деловую беседу;

е) ученые - филологи вышли с диктофоном на улицы с целью записи городских бытовых диалогов для последующего изучения современной разговорной речи.

4. Понаблюдайте за дикторами телевидения, постарайтесь определить, заучен текст или звучит импровизация.

5. Выявите особенности устной монологической речи, проанализировав фрагмент выступления: «Прежде, чем вы приступите к голосованию, мне бы хотелось развеять некоторые ошибочные мнения, которые прозвучали. Наверное, ни для кого не секрет, что ждать помощи, помощи материальной от Волжского автомобильного завода, который сам сегодня находится не просто в тяжелейших условиях... Эти условия трудно охарактеризовать, потому что они таковы, что мы обязаны помимо всех текущих платежей, помимо тех налогов, которые уже платим, платить громадные суммы задолженности, которые образовались, и для вас это не секрет - почему. Эти задолженности образовались в момент постановки десятого автомобиля на Волжском автомобильном заводе. И ни один рубль не потрачен больше ни на что, что и подтверждается любыми комиссиями правительства. Но эти задолженности громадные, они триллионные. И сегодня мы в безвыходной ситуации. Мы обязаны платить. В соответствии с 254 постановлением правительства любая неуплата в течение двух месяцев подряд или два раза в течение года приводит к немедленному банкротству. Поэтому все выступления, которые прозвучали - там есть богатый дядя, который решит все наши проблемы, они не верны».

Заметили ли вы избыточность речи (повторы сказанного, разного рода уточнения, пояснения), экономию языковых средств (пропуск слов), перебивы? Что мешало понять говорящего, а что, наоборот, помогало?

6. Произнесите фрагмент вышеприведенного текста с имитацией под живую речь. Для этого отметьте смысловые ударения ("), возможные паузы (/, //), изменения громкости (æ, ä), убыстрение или замедление темпа.

7. Выберите из нижеперечисленных истинные утверждения:

1) Аудирование - это непроизвольный процесс.

2) Умение слушать - приобретаемый навык.

3) На процесс слушания затрачивается немного энергии; это несложный процесс.

4) Говорение - более важный вид речевой деятельности, чем аудирование.

5) Некоторые искажают речь партнера так, что воспринимают только то, что хотят слышать.

6) Когда человек погружен в свои мысли, он не в состоянии слушать, что ему говорят.

7) На восприятие услышанного влияют профессиональная подготовка, жизненный опыт, знания личности.

8) Ответственность за успех общения полностью лежит на говорящем.

9) В умении слушать проявляется воспитанность человека.

10) Во время аудирования лучше не проявлять интереса к другой стороне, демонстрируя свое если не безразличное, то

малозаинтересованное отношение.

8. На основе анализа отрывков из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» охарактеризуйте стиль слушания Пьера Безухова и Наташи Ростовой в ситуациях: «Слушая рассказы капитана, как это часто бывает в позднюю вечернюю пору и под влиянием вина, Пьер следил за всем тем, что говорил капитан, понимал все и вместе с тем следил за рядом личных воспоминаний, вдруг почему - то представших его воображению. Когда он слушал эти рассказы любви, его собственная любовь к Наташе неожиданно вдруг вспомнилась ему, и, перебирая в своем воображении картины этой любви, он мысленно сравнивал их с рассказами. Следя за рассказом о борьбе дома с любовью, Пьер видел перед собой все малейшие подробности своей последней встречи с предметом своей любви у Сухаревой башни. Тогда эта встреча не произвела на него влияния; он даже ни разу не вспомнил о ней. Но теперь ему казалось, что встреча эта имела что - то очень значительное и поэтическое» (т 3, и XXIX, ч. II);

«Пьер слушал ее с раскрытым ртом и не спуская с нее своих глаз, полных слезами. Слушая ее, он не думал ни о князе Андрее, ни о смерти, ни о том, что она рассказывала. Он слушал ее и только жалел ее за то страдание, которое она испытывала теперь, рассказывая» (т 4, гл. XVI, ч. VI);

«Пьер рассказывал свои похождения так, как он никогда их еще не рассказывал никому, как он сам с собою никогда еще не вспоминал их. Он видел теперь как будто новое значение во всем том, что он пережил. Теперь, когда он рассказывал все это Наташе, он испытывал то редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину, - не умные женщины, которые, слушая, стараются или запомнить, что им говорят, для того, чтобы обогатить свой ум и при случае пересказать то же или приладить рассказываемое к своему и сообщить поскорее свои умные речи, выработанные в своем маленьком умственном хозяйстве; а то наслаждение, которое дают настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и всасывания в себя всего лучшего, что только есть в проявлениях мужчины. Наташа, сама не зная этого, была вся внимание: она не упускала ни слова, ни колебания голоса, ни взгляда, ни вздрагивания мускула лица, ни жеста Пьера. Она на лету ловила еще не высказанное слово и прямо вносила в свое раскрытое сердце, угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера» (т 4, гл. XVII, ч. III).

9. Проведите игру «Снежный ком». Первый игрок начинает что - то рассказывать (историю, рассказ, сказку), например, «иду я вчера». Второй должен повторить то, что сказал первый, и продолжить сообщение: «иду я вчера домой». Третий участник восстанавливает то, что сказали первый и второй рассказчик, вставляет новое слово. Тот, кто пропустил свою очередь, неточно воспроизвел услышанное, выходит из игры. Побеждает оставшийся последним.

Ответьте на вопросы: «Отвлекались ли вы? Почему? В каких случаях? Перебивали ли вы собеседника?»

10. Устройте радио - или телеэкзамен: прослушайте вместе с кем-нибудь передачу и проверьте, сколько положений каждый запомнил.

12.Попробуйте определить основные недостатки собственного голоса, дикции, используя аудиозапись. Составьте план тренировки речи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: