Потребности и мотивации

Мотивация предпринимательской деятельности

Переход человека из статуса наемного работника в статус предпринимателя

активизируется процессом, который психологи обозначают как мотивация.

• Мотивацией называют совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и направляющих его к определенному виду деятельности.

Считается, что в основе мотивации лежат те или иные нереализованные

потребности, которые, преломляясь через призму личностных особенностей и индивидуального жизненного опыта человека к тем или иным действиям.

Потребность определяется как нужда индивида в тех или иных условиях существования, предметах или людях без которых данныйный индивид испытывает состояние дискомфорта.

Существует множество классификаций потребностей. Их можно разделить на биологические, социальные и духовные.

Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную как пирамида потребностей Абрахама Маслоу. Согласно идее этого американского психолога, нижний уровень ее составляют физиологические потребности, затем идут потребность в безопасности, выше — потребность в любви, затем потребность в уважении и признании, а на самом верху пирамиды – стремление личности к самореализации.

Первая группа потребностей* по А. Маслоу, — физиологические (биологические) потребностям цель которых — удовлетворить насущную нужду человека в еде, питье, отдыхе, половой активности и пр. Эти потребности чрезвычайно важны, но как только они удовлетворяются, сила их сразу же резко ослабевает. Если вы голодны, то будете думать только о еде, но когда вы насытились, то вам хочется чего-то еще, например почитать свежую газету (потребность в информации).

Так как потребностей на этом этаже немало, то и зарабатывают на нем многие виды бизнеса: продавцы продовольственных товаров и безалкогольных напитков, производители повседневной одежды и снотворных препаратов, строительные компании и владельцы закусочных « fast food» типа «Макдоналдса».

Вторая группа — потребности в безопасности и стабильности — включает в себя уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что вам ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной. На этой потребности зарабатывают страховые кампании, производители сейфов и стальных дверей, а также многочисленные охранные агентства.

Третья группа потребностей, по А. Маслоу, — в любви и принадлежности к группе — в настоящее время часто остается неудовлетворенной.

Многие люди, желая любви и привязанности, одновременно боятся этих чувств. Они не знают, как добиться любви, и пытаются использовать наиболее простые способы: женщины идут по пути повышения внешней привлекательности, а мужчины — создавая внешний антураж своей значительности. На удовлетворении этих потребностей зарабатывают производители косметики и украшений, издатели женских романов и владельцы цветочных магазинов.

Четвертая группа — потребность в уважении и признании, в которую входит целый комплекс потребностей, которые можно разделить на две подгруппы:

а) стремление к свободе и независимости; желание быть сильным, компетентным и уверенным в себе;

б) желание обладать высокой репутацией, стремление к престижу, высокому общественному положению и власти.

Следует отметить, что, вопреки сложившемуся в советское время стереотипу, честолюбие — важнейший позитивный стимул для профессионального роста, и, если его, правильно культивировать, оно служит мощным двигателем личностного прогресса. Эти группы потребностей эксплуатируют производители дорогих престижных автомобилей, модных ресторанов, эксклюзивной одежды и пр.

Пятая группа — потребность в новизне, стремление к получению повой информации. Сюда также относится потребность что-то знать и уметь. На этих видах потребностей человека неплохо зарабатывают производители и продавцы учебников, кроссвордов, энциклопедий и наборов «Сделай сам».

Шестая группа потребностей состоит в стремлении к риску, приключениям и преодолению трудностей. На той группе потребностей зарабатывают производители туристского снаряжения и оборудования для подводного спорта. Этой потребности нет в перечне А. Маслоу, но без нее мы не поймем мотивы поступков альпинистов, приверженцев боевых единоборств, профессиональных наемников и посетителей луна-парков, предпочитающих аттракционы типа «американские горки» или прыжков вниз головой на резиновом канате.

Седьмая группа — потребность в красоте и гармонии. Люди, у которых она является преобладающей, становятся поэтами, музыкантами и художниками. Другие люди делают на этом бизнес, продавая живопись, музыкальные диски или ювелирные украшения.

Следует отметить, что только по одному предмету торговли (не зная покупателя) бывает трудно понять, какую потребность данный товар удовлетворяет. Так, ювелирные украшения могут покупаться женщиной для того, чтобы привлекать мужчин (потребность в любви), для того, чтобы показать свою «крутизну» (потребность в уважении и престиже), или просто потому, что они очень понравились этой женщине (потребность в красоте). Грамотный продавец может быстро выявить актуальную потребность и умело сыграть на ней, подтолкнув тем самым клиентку к покупке.

Последняя и высшая потребность, по А. Маслоу, — это потребность в самореализации — желание делать то, что тебе нравится, к чему ты имеешь способности и таланты. Когда человек занимается любимым делом, появляется ощущение гармонии, если же человек не смог полностью реализовать себя в любимом деле, он рано или поздно начинает испытывать чувство неудовлетворения и скуки.

Что означает стремление заниматься малым бизнесом? Результаты социологических опросов показали, что люди хотели бы получить от этого занятия:

• прежде всего это работа;

• стабильный доход;

• возможность реализоваться как личность;

• возможность самостоятельно принимать решения;

• возможность эффективно использовать свою квалификацию;

• получать моральное удовлетворение от своей деятельности.

Соответственно основными мотивами занятий бизнесом выступают такие понятия, как свобода, богатство, стремление к успеху, радость творчества и самореализация своих способностей. Но не нужно обманывать себя и думать, что занятие индивидуальным предпринимательством дает человеку только положительные моменты (например, высокие доходы и свободу действий). Предпринимательство несет в себе и массу отрицательных сторон: риск, высокие психологические и физические нагрузки, ненормированный рабочий день и т. д.

Никто в мире не начинал своего дела, уже изначально имея все необходимое для этого. Успех и крах — это два нормальных компонента бизнеса. Некоторые люди многократно терпели неудачу, но все-таки делали очередную попытку. Американский психолог и философ У. Джеймс считал, что предпринимательская деятельность определяется рядом инстинктов, например инстинктом стремления к соперничеству и инстинктом честолюбия. У. Джеймс считал, что человеку присуще сравнение себя с другими людьми, а также сравнение своего личного «Я» с прошлым и будущим, а своих притязаний —с достижениями.

Цена успеха у предпринимателя неизмеримо выше, чем у наемного менеджера или госслужащего. Исследования показывают, что предприниматель должен полностью отдаваться своему делу, быть готовым работать практически круглые сутки, рисковать своими деньгами и здоровьем, понимать, что времени для семьи на первых порах занятием бизнесом у него почти не останется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: