Что такое детская игра?

Дети всегда и везде — дети. В их развитии игра и слово важны одинаково. Трудно сказать, что первичнее, а что вторичнее, но идут они всегда рядом. Игра для ребенка не только некая экспериментальная площадка, на которой он проверяет, подвергая анализу, весь свой опыт, всю накопленную информацию о жизни, о людях. Более того, игра для него — огромный мир, причем, мир собственно личный, суверенный, где ребенок может все, что захочет. Все, что ему запрещается взрослыми.

В 30-е гг. прошлого столетия издатели популярных в то время сборников детских игр, укрывшиеся за инициалами А.Б. и А.С. (1837), писали, что игры — это азбука всякого знания, первая ступень великой лестницы наук и образованности.

В первом же тезисе мы обозначили три стороны игры: суверенность, частично закрытый мир жизни, специфичный раннему детству и первым школьным годам; экспериментальное, как пространство проверки накапливаемого социального опыта; и первую ступень познания.

В данном разделе монографии мы хотим представить читателю панораму взглядов на игру, мнений о детской игре как многогранном явлении культуры представителей разных наук, разных научных школ, не навязывая читателю какую-то одну исключительно верную точку зрения, оставляя за ним право сделать это самому.

Немецкий психолог К.Гросс, первым в конце XIX в. предпринявший попытку систематического изучения игры, считал, что в игре происходит предупреждение проявления инстинктов применительно к будущим условиям борьбы за существование ("теория предупреждения"). К.Гросс называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Данный подход прост и мудр. Игра объективно — первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих. Это ознакомление гуманно, ибо взрослые проявляют снисходительность к поведению детей в условном мире игры.

Позицию К.Гросса продолжает польский педагог, терапевт и эдшатвяь Яиудо Корчак (Г.Гольдштейн, 1878-1942), который считал, что игра — это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. В играх заложена генетика прошлого, как и в народном досуге — песнях, танцах, фольклоре. Уже поэтому игра — феномен цивилизации; "форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры"*. Ребенок действительно прежде всего ищет себя в играх, определяет свое место среди сверстников, обращаясь к прошлому, настоящему и будущему. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.

Если игра — форма человеческой деятельности, то, очевидно, любой деятельности, например, процессуально-креативного вида. Американский ученый К.Хатт специальным исследованием установила сходство игрового процесса с дивергентным мышлением и отметила, что способность к продуцированию разнообразных идей и замыслов, а также некоторые другие свойства креативности могут активно проявляться и развиваться в игровых ситуациях.

Выделим игру как способность, т.е. индивидуально-психологическую особенность личности, являющуюся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

И все-таки игра прежде всего есть субстанция любой, в том числе русской, культуры, важнейшая часть досуга народа. Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, медвежья травля, лошадиные бега, игровые хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и есть универсальная форма поведения человека.

Игра — это свобода. В играх ребенок совершенно свободен и уже поэтому не копирует поведение людей, но обязательно вносит даже в подражательные действия нечто свое, самобытное. Не потому ли игра всегда противостоит сковывающей дидактике любого вида? Не потому ли, как считает А.Эйнштейн, в игровом мироощущении присутствует истина более глубокая, чем в рассудочном взгляде на мир?

Дети в игре все делают как бы втроем: их разум, их подсознание, их фантазия — все это участвует в игровом самовыражении как одна из существенных потребностей растущего человека. Дети всегда играют всерьез. Почему? Потому, что в игре,

н Психология: Словарь. - М., 1990. С.127. 12

продуктом которой является наслаждение, а конечным результатом — развитие определенных, в ней реализуемых способностей, выявляется потребность ребенка в саморазвитии. Таким образом, можно рассматривать игровую деятельность как своеобразную сферу человеческой жизнедеятельности, имеющую свои особые формы и проявляющуюся в других видах деятельности. Вместе с тем следует подчеркнуть, что игра, являясь одним из важнейших пластов досуга, служит, с одной стороны, моделью, образцом жизни, социальной взрослости; с другой — источником веселья, бодрости, радости, хорошего самочувствия, мажорного тонуса жизни. Удлинение детства в играх есть великое завоевание цивилизации.

Игра — понятие общенаучное. В философии, педагогике, психологии, теории истории и искусства термин "игра" имеет разные толкования. Игровые модели применяются в науках и прикладных отраслях знаний, имеющих дело со сложными системами, занимающимися прогнозированием процессов, обусловленных многими факторами. Игра включена в экономические процессы, научное и художественное творчество, политическую борьбу, военное искусство, психотерапию и т.п. Наука считает игру основой драматургии, зрелищ, празднеств, карнавалов. Длительно применявшиеся системные объяснительные модели: организационные, организмические, популяционные, даже теологические — в данное время заменяются игровыми.

То, что многие языки мира различаются по способам отражения феномена игры, подметил Й.Хёйзинга. Он установил, что в древнегреческом языке было три понятия игры: пэдия (собственно детская игра), атиро (игра-забава, пустяк, пустое развлечение), агон (поединок, состязание, соревнование). В санскрите он выделяет пять значений игры: игра детей; игра-представление; игры-шутки, фокусы; игра как ряд случайных необъяснимых совпадений; игра как притворство.

В русском языке понятие "игра", ("игрища") встречается еще в Лаврентьевской летописи, где говорится о лесных славянских племенах (радимичи, вятичи, северяне), которые "браци не бываху в них, но игрища межю селы. Схожахуся на игрища, на плясанья и на вся бесовьская игрища, и ту умыкаху жены себе"70.

"Русский энциклопедический словарь" (1877) относит к играм хороводы, спортивные состязания, бои гладиаторов, конские ристалища и даже демонстрацию зверей в цирке.

В "Настольном словаре для справок по всем отраслям знания" (1863) игры трактуются как свободные упражнения духа или тела, без особых усилий, для препровождения времени и отдохновения, без серьезной цели.

См. Хёйзинга Й. Человек играющий. 1956. С. 47.

10 Игры народов СССР. С. 11.

В "Большой энциклопедии" дается такое толкование игры: "... игра — занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения или забавы, а также применение на практике некоторых искусств (игра на сцене, игра на музыкальном инструменте)"". Наиболее подробно понятия "игра", "играть" дает В.Даль (1801-1872) — русский писатель, лексикограф, этнограф в "Толковом словаре живого русского языка": "Игра... то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие"72. У него здесь же: "Играть, игрывать... шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем для забавы, от скуки, безделия"75. Говоря о природности игры, В.Даль широко толкует ее распространение: "Волна играет, плещется", "Брага играет, бродит, пенится", "Румянец играет в лице", "Столбы или сполохи играют, северное сияние подвижно разливается", "Солнце играет на Пасху", "Молодой квас и тот играет", "Игра не стоит свеч" и т.д. У него же встречаем редкое понятие — "иг-рание".

Понятие "потеха" у В.Даля отсутствует. Под "забавой" он понимает: "... приятное упражнение, занятие скуки ради, игрушка, увеселение, потеха и самый предмет, забаву составляющий"^4. "Забавлять" у него: "... забавить кого чем, приятно занимать, не давать скучать, увеселять, тешить, потешать; занимать игрушкой, пустяками, увеселяться, тешиться, заниматься чем для одной потехи, ради скуки, для отдыха от безделья"75.

Есть у Даля даже такие понятия, как "забавище-игрище, зрелище всякого рода, даже театр". А "развлечение" Даль толкует так: "забава, потеха, занятие для отдыха от умственного труда или от забот"76.

"Забава", с нашей точки зрения, от "забвения". Но не как утраты памяти (предать забвению) и не как пренебрежение чем-либо, а как отдохновение, как возможность дать выход чувствам и настроениям, как увлечение чем-то.

Как видим, и Даль и другие авторы смешивают все эти досу-говые понятия произвольно.

В лексиконе А.П.Чехова встречаем понятие "утеха", родственное современному "хобби". Похоже, что утеха сродни утешению. Утешить — успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кого-то в горе, в трудном положении. Утешиться — перестать огорчаться, горевать, успокоиться. Утеха, потеха — утешение

11 Большая энциклопедия/ Под.ред. С.Южакова. - СПб; - М., 1902. С. 61.

12 Даль В. Толковый словарь живого русского языка. Т. II, - М., 1955, С. 7.

13 Там же.

14 Даль В. Толковый словарь живого русского языка. В 4-х т. T.I. - М.: Терра, 1994. С. 549.

Там. же. 16 Там же.

души, игра "в утешение". У Даля же встречаем производные понятия от "игры": "игорка — маска, замаскированный, наряженный, переряженный, окрутник, личина"; "игришка — плохая, дрянная игра"; "игрища — большая, сильная игра, сходбища для забавы, увеселения; скачки, ратоборства, представления разного рода для потехи. Игрища — всякое лицедейство в театре, в балагане". У него же: "игровой, игривый, игральный, иг-ровый, игриливый, игристый, игорничать, игрищный, играла, игорщик, игровищик, игрательница, игралище, игрец, игрица, игрун, игрунок, игруша, игрунья, игрунка, игрок, игрочиха, иг-рецкий, игрочихин, игрушка, игрушечник, игрушечище и т.д."'7.

"Малый толковый словарь русского языка" трактует игру следующим образом: "Игра... занятие, служащее для развлечения, отдыха, соревнования... комплект предметов для такого занятия. Спортивное состязание между двумя соперниками (отдельными спортсменами или командами), проводимое по установленным правилам до определенного момента, считающегося его концом... Массовые соревнования по многим видам спорта... Действия, преследующие тайную цель, интрига"7*. "Психологический словарь" понятие "игра" раскрывает так: "Игра — один из видов деятельности человека и животных... Детская игра — исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности"79. Наконец, обратимся к Советскому энциклопедическому словарю, в котором понятие игры изложено следующим образом: "Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе... Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Свойственна также высшим животным"20. Наиболее точный смысл понятия "игра" мы находим в греческом языке. В латинском языке понятие "игра" — paidid этимологически близко к понятию "воспитание" — paideid, что и использует Платон в своих рассуждениях27. У него игра стоит в одном ряду с праздниками и божественными культами. Платон был убежден, что необходимо жить, играя, дабы "снискать к себе личность богов и прожить согласно свойствам своей природы". Он пишет: "... любое юное существо не может, так ска-

17 Даль В. Толковый словарь живого русского языка. С. 7-8.

18 Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка. -М.: Прогресс, 1990, С. 172.

19 Психологический словарь. - М., 1983. С. 117.

20 Советский энциклопедический словарь. - М.: Сов.энциклопедия, 1987. С. 475.

21 См. Платон. Соч.: В 3 т. Т.З. 4.2. - М., 1972. С.117.

зать, сохранять спокойствие ни в теле, ни в голосе, но всегда стремится двигаться и издавать звуки, так что молодые люди то прыгают и скачут, находят удовольствие, например, в плясках и играх, то кричат на все голоса. У остальных живых существ нет ощущения нестройности или стройности в движениях, требующей гармонии и ритма. Те же самые боги, о которых мы сказали, что они дарованы нам как участники наших хороводов, дали нам чувство гармонии и ритма, сопряженное с удовольствием"22.

По Платону, игра — свидетель того, что человек не пребывает в состоянии утомления, она источник удовольствия.

Аристотель не придавал играм самоценного значения, но ценил игру за развлечения и отдых, за то, что игра готовит к труду. Он же отмечает, что в идеальном государстве люди способны предаваться прекраснейшим играм.

И.Кант считал игру "незаинтересованной деятельностью", занятием, которое "приятно само по себе".

Ф.Шиллер, боготворя красоту, считал, что игра и красота уравновешивают, дополняют друг друга, что красота побуждает к игре. По его мнению, человек "играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет"23. Придавая динамический характер кантовскому противопоставлению материи и формы, Шиллер говорит о влечении к материи и форме. Итогом этих разных устремлений является стремление к игре. Игра, по Шиллеру, соединяя влечения, физически и морально освобождает человека. Если предметом чувственного влечения является жизнь, предметом влечения к форме — образ, то предмет влечения к игре — самый живой образ —\красота. Игра — одно из главнейших понятий Шиллера: это свободное самодеятельное раскрытие всех сил человека, его сущности. Человек в игре творит реальность-высшего порядка — "эстетическую реальность" и, значит, творит самого себя как гармоничную личность. Э.Геккель и С.Холл полагали, что в силу биогенетического закона в детских играх проявляются родовые признаки охоты, рыболовства, кочевничества, земледелия, собирательства и т.п., т.е. игра — своеобразный атавизм биологических и культурных предков. По мнению Э.Геккеля и С.Холла, игра полезна тем, что содействует изживанию таких инстинктов, как соперничество, драчливость и другие, не совместимые с цивилизованностью2^.

"Игра, — отмечает М.Вуарен, — как бы ускользает из сферы больших категориальных противопоставлений. Такие привыч-

22 См. Платон. Соч.: В 3 т. С. 135.

23 Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании // Собр.соч.: В 7 т. Т.6 -М., 1957. С. 302.

24 Холл С. Инстинкты и чувства в юношеском возрасте. - Петроград, 1920. С. 89.

ку и глубокие антитезы, как материальное — идеальное, субъективное — объективное, мудрость — глупость, добро — зло, истина — ложь, мало помогают понять смысл игры"25. Русский педагог Н.В.Шелгунов, исследуя игры детей, отмечал, что чувство действительности и жизненной правды выражается во всех играх ребенка. Он пишет: "Игра ребенка — его жизнь, он в ней самостоятельная, свободная личность, развивающая свои силы; он в ней полный человек, пользующийся небольшими средствами своей еще не сформировавшейся души, чтобы жить своей полной детской и неполной человеческой жизнью. Для действительной жизни у ребенка еще слишком мало душевного материала, мало следов, мало сложившихся представлений: у него их довольно только для игры"26. Ему вторит С.Т.Шацкий: "...Надо прямо и определенно сказать: дети есть дети, и они должны заниматься своими делами, хотя бы они имели близкое отношение к жизни взрослых, по-детски, со всем жаром, непосредственностью, образностью, игрой и жаждой нового, что всегда является для них характерным.

Существует ли в содержании детских интересов, в их работах, переживаниях, играх что-нибудь такое, чего не имелось бы налицо в явлениях окружающей жизни, наблюдателями и участниками которой дети являются?"27.

В.Всеволодский-Гернгросс — русский педагог рассматривает игру как разновидность общественной практики, сущность которой воспроизводить в действительности различные жизненные явления вне реальной практической установки. Он воспринимает социальную значимость игры на ранних ступенях развития общества прежде всего в ее коллективизирующей и упражняющей роли, полагая, что в ходе исторического развития происходит постепенное вытеснение игры из жизни взрослых драматическим искусством, спортом и фольклорными обрядами.

Американский психолог и психиатр Э.Берн (1902-1970) дает такое определение игры: "Игрой мы называем серию следующих Друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом... но обладающих скрытой мотивацией; короче говоря, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох"2*. Берн утверждает, что вся общественная жизнь людей состоит из игр^ что эти игры достаточно серьезны и социально ответственны, он относит к ним даже различные трагические формы поведения людей (самоубийства, алкоголизм, наркоманию, преступность, шизофрению). Э.Берн пишет: "Времяпрепровождения и игры — это... только суррогат истинной близости. В этой связи их можно рассматривать ско-

Вуарен М. Что такое игра?// Культура. 1982. № 4. С. 133. Шелгунов Н.В. Соч. 3-е изд. Т.1. - СПб., 1904. С. 18. 2g Шацкий СТ. Пед.соч.: В 4 т. Т.2. - М., 1962.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. - Л.: Лениздат, 1992. С. 37.

рее как предварительные соглашения, чем как союз. Именно поэтому их можно характеризовать как острые формы взаимоотношений"2^. Психолог и психиатр Берн еще в 50-е гг. типологи-зировал сотни игр как формы поведения со скрытым мотивом, при которых любой из взаимодействующих в игре субъектов добивается какого-то преимущества или выигрыша над другими. В связи с этим он делит игры на "хорошие" и "плохие". В "хороших" партнер по игре не страдает от выигрыша других; в "плохих" испытывает ущемление от благополучия соперников. Берн считает, что в основе многих игр лежат скрипты или "скрипт-программы" жизненного пути человека, заложенные в него с детства под воздействием социальной среды и воспитания. Ученый дает названия своим играм, которые отражают социальность скриптов: "игры жизни", "игры преступного мира", "супружеские игры", "игры в магазине", "игры в кабинете врача" и др. "Игротерапия" Берна основана на трансактном (трансакционном) анализе и призвана освободить человека от скриптов, программирующих его жизнь, через противопоставление им иных межличностных отношений, которые вырабатывают разумное и независимое поведение, располагают к совместимости, близости, искренности. Вывод Берна о значении игры прост и актуален: "Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть"3".

В 60-е гг. резко возрос интерес к феномену, игры даже в соцстранах. Сделаем ссылку на немецкого психолога И.Брайера: "Под игрой мы понимаем деятельность детей, в которой они определенным способом воспроизвбдят явления в обществе, в окружающем мире. В основе игр детей лежит восприятие действительности, отражение реальной жизни. Игра не что-то изолированное, протекающее вне времени и места. С помощью игры дети входят в общественные отношения, среди которых живут"3. И вновь вернемся к позициям нидерландского историка культуры Й.Хёйзинга: "Игра как таковая перешагивает рамки чисто биологической или, во всяком случае, чисто физической деятельности. Игра — содержательная функция со многими гранями смысла. В игре "подыгрывает", участвует нечто такое, что превосходит непосредственное стремление к поддержанию жизни и вкладывает в данное действие определенный смысл. Всякая игра что-то значит. Если этот активный принцип, сообщающий игре свою сущность, назвать духом, это будет преувеличением; назвать же его инстинктом — значит ничего не сказать. Как бы к нему ни относиться, во всяком случае этим "смыслом"

29 Берн Э. Игры, в которые играют люди. С. 46.

30 Там же

31 Байер Я. Воспитание детей в играх// Дошкольное воспитание. 1965. № 12-С. 82.

игры ясно обнаруживают себя, это некий иматериальный элемент в самой сущности игры32.

Хёйзинга определяет игру следующей формулой: "Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри уста-ловленных границ места и времени по добровольно принятым, по абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в Нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием "иного бытия", нежели "обыденная жизнь"33. Идеи Хёйзинга не потеряли актуальности.. Ученый своей книгой "Человек играющий" доказывает, что творчество человека есть момент игры как момент истины. Рассматривая игровое действие в разных исторических пластах, Хёйзенга приходит к важнейшим обобщениям: игра — необходимый способ социальной жизни, объективная основа нашего существования.

Книга написана более 50 лет назад, но философский опыт определения игрового начала культуры актуален и сегодня. Хёйзинга, кстати, связывает с культурой все архаические культовые действия, в которых, по его мнению, игры отражают христианские или иные религиозные идеи космических событий, а культ в своем драматургическом действии демонстрирует "замещающее представление". Этот вопрос рассмотрен Хёйзинга в главе "Природа и значение игры как явления культуры"34. Блестящий исследователь игры Д.Б.Эльконин полагает, что игра организует с помощью культовых символов деятельность и, значит, учит ориентироваться в явлениях культуры, помогает использовать их соответствующим образом35.

Специальными исследованиями установлено, что первые потребности ребенка социальны. Д.Б.Эльконин," резюмируя критику концепции двух миров, пишет: "Мир ребенка — это прежде всего взрослый человек как важнейшая часть окружающей ребенка действительности, часть мира взрослых"36. Значит, игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых.

Игра как отраженная модель поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем включает в себя альтернативные сценарии разных процессов жизни. Но практически в любой игре заложены "вольные" основы самовыражения, импульсы творческих ходов, выборов, предпочтений — непредсказуемость свободного детского поведения.

Называя игру "арифметикой социальных отношений", Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на опре-

34 Хёйзинга И. Хомо Луденс. - Хаарлем, 1938. С. 10.

Хёйзинга Й. Там же. С. 41.

35 Там же. С. 27. a См. Элъконин Д.Б. Психология игры. С. 141.

Там же. С. 118.

деленном этапе онтогенеза, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых. При обосновании понятия деятельности в качестве единицы анализа психики человека прежде всего утверждалось положение о единстве аффекта и интеллекта.

Один из первых исследователей и собирателей российских игр послереволюционного периода — В.Всеволодский-Гернгросс дает следующее понятие игры: "Игрой мы называем разновидность общественной практики, состоящую в действенном воспроизведении любого жизненного явления в целом или в части вне его реально практической установки; социальная значимость игры в ее тренирующей на ранних ступенях развития человека роли и роли коллективизирующей"37. Интересна мысль А.И.Мазаева — историка русской культуры: "Игра есть вполне обозримое духовно-практическое действие, совершающееся в определенных границах места и времени, добровольно и, как правило, вне сферы материальной пользы"38. Соотнесение игровой деятельности с "духовно-практическим действием" подчеркивает духовное значение и назначение игры. Приведем еще одно уточняющее определение понятия игровой деятельности, данное О.С.Газманом: "Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил"39. Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Об этом писал Л.С.Выготский: "Не существует исходной независимости индивида от общества, как нет и последующей социализации"40.

Итак, игра воспроизводит стабильное и новационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в кото рой стабильное отражают именно правила и условности игры — в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Новационное же идет от иррациональной установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры, и выходил в своих фантазиях за рамки игры. Эти противоречия и сохраняют целостность феномена игры. Уже потому игры детей не следует сводить к условным рефлексам. Они — результат их творческой энергии, социальной неудовлетворенности и социальной актив-

37 Игры народов СССР. С. 23.

38 Мазаев AM. Праздник как социально-художественное явление. - М: Наука, 1978. С. 165.

39 Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание. - М., 1988. С. 9.

40 Выготский Л.С. Развитие игры в детском возрасте// Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 137.

ности. Рефлексивные же отображения практики взрослых, скорее, подражательны.

Генезис игры доказывает, что большинство игр по природе своей имитативны и первоначально возникают как результат деятельности. Настроение играющего ребенка не есть просто возбуждение, аффект, воодушевление, азарт, а подъем всех его физических и духовных сил до практического предела трудности. Можно ли в этом случае игру понимать как безответственное увлечение радостью ничегонеделания? Игра есть форма и будет формой общественного опыта ребенка. Игровой элемент и собственно игры по мере становления культуры растущего человека уйдут на задний план, уступив место труду, науке, образованию, искусству, творчеству, но сама игровая деятельность обеспечит первичное развитие личности ребенка, выступит важнейшим способом освоения предметного мира и опыта человеческих отношений. Есть смысл сослаться еще раз на А.И.Мазаева: "Игра вообще, праздничная игра в частности, в конечном счете представляет собой умение нестандартно вести себя в условно-реальной ситуации'"^. Нестандартное поведение, очевидно, и есть "арифметика социальных отношений", хотя если "нестандартное", то его можно отнести и к "алгебре отношений".

Есть еще один аспект игры, о котором нельзя не упомянуть. По своей природе игра самобытна и как бы автономна для детей. Не случайно французский философ, психолог и психиатр П.Жане (1859-1947) рассматривал игру как деградированную форму деятельности, в которой отсутствует "функция реального", без которой Нет ни одного по-настоящему полного действия. Это положение неверно, ибо во многих детских играх "функция реального" присутствует то ли в виде средовых условий, то ли в виде предметов-аксессуаров, то ли в самой интриге игры. А.Н.Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Исторические исследования показали, что причиной и одновременно целью возникновения самых примитивных форм игры было удовлетворение "производственных" потребностей первобытного коллектива. С тех давних времени и по настоящее время игра воспроизводила доступными ей средствами разнообразные практические ситуации реальной жизни, а значит, несла людям, детям знания о мире, воспитывала разнообразие общечеловеческих качеств, черт, навыков, привычек, способностей. Игра стала познавательной деятельностью детей, хотя сводить ее только к этому было бы столь же односторонним, как и сУжать ее деятельностью трудовой. Одним из первых квалифицировал игру как педагогическое явление Ф.Фребель (1782-1852) — немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания.

Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. - М., 1978. С. 171.

Подметив дидактичность игры, он доказал, что игра способна решать задачи обучения ребенка, давать ему представление о форме, величине, цвете, помогать овладевать культурой движения. Для педагогики XIX в. вообще характерна концепция "воспитания через образование". Возможно поэтому игры начинают входить в дидактику более активно. В России дидактическое значение игры доказывал еще К.Д.Ушинский. Возникшая в советской системе образования теория воспитывающего обучения активизировала применение игр в дидактике дошкольных систем, но практически не вывела игры на учащихся, подростков и юношество.

Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского. Главное назначение игры, по мнению Макаренко, нести детям радость, "задор". По его утверждениям, бодрый, целеустремленный, жизнерадостный игровой стиль детской жизни есть непременное условие здорового развития отдельного ребенка и коллектива детей. Макаренко принадлежит мысль о том, что "воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре'"2. Позиции А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского достаточно рассмотрены в педагогической литературе, и мы на них останавливаться не будем.

Как отмечает О.С.Газман, "игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и в будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей ребенка, с другой — всегда направлена в будущее, так как в ней либо моделируются какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, навыки, способности, необходимые личности ребенка для выполнения им социальных, профессиональных, творческих функций, а также физической закалки развивающегося организма"43. Значит детская игра оказывает важное воздействие на оптимистическое мироощущение ребенка в дне сегодняшнем.

Так что же такое игра?

В обыденном сознании людей, в том числе родителей, воспитателей, учителей, игра до сих пор остается легковерной забавой, досужим развлечением, делом не очень важным и не очень серьезным, по крайней мере, второстепенным. Почему это произошло? Тоталитарный режим подходил к культуре выборочно, он брал из нее то, что было идеологически выгодно. Игра не входила в сферу борьбы за революционные идеалы, за существование, она отвлекала, по мнению ортодоксов идеологии, от этой борьбы, была опасно противоположна труду, характерной особенностью которого являлась прямая или косвенная зависи-

42 Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей// Соч.: В 8 т. Т 4 - М 1980. С. 73.

43 Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание. - М., 1988. С.8. 22

мость от настоятельных потребностей и связанных с ними обязательств.

Игра мешала, ибо удлиняла "счастливое детство", а его необходимо было, по законам революционных догм, укорачивать. Игру» игровые модели досуга убирали за скобки школьной практики, оставляя спортивные и военные игры: они были необходимы для воспитания "солдат революции".

Жизнь многих поколений советских детей складывалась так, что им было не до игры. Отрадно, что в общественной практике последних лет, в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни и культуры, игра принимается как общенаучная, серьезная категория.

В науке сложились разные трактовки детской игры: универсального понятия игры и игры как специфического социально-культурного явления. Но и первая и вторая трактовка понимают ее как активно-преобразовательную деятельность, которая открывает большие возможности исследовать воспитательный потенциал игры.

В осмыслении стержневого, базисного явления детского досуга — игры мы склонны солидаризироваться с интересной позицией академика И.С.Кона, высказанной в открытом диалоге крупных ученых, обобщенном в книге "Как. построить свое "Я": "Что такое игра, мы не знаем. Вернее, так: я не знаю ни одного законченного определения, которое бы исчерпывало весь объем понятия, все мои интуитивные представления об игре. Почему бы, действительно, не представить ее... механизмом самоорганизации и самообучения такой избыточной системы, как психика ребенка? Мне кажется, идея заманчива. Не случайно такой тонкий психолог, как Джордж Мид, увидел в игре обобщенную модель формирования того, что психологи называют "самость", собирания ребенком своего "Я"44. Значит, игра возникает как игра, если ребенок в игровом действии (особенно в ролевой игре) воссоздает из "Я" "не-Я".

Игра — наиважнейшая, универсальная сфера "самости" ребенка, в которой идут мощные процессы "само": самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения и, что особенно важно, самореабилитации.

Автор данной монографии занимается теорией детской игры более 40 лет. Вместе со своими учениками и аспирантами еще в 50-е гг. им была предпринята попытка перенесения игры в контекст деятельности школы, в ее учебный и внеучебный процессы (новосибирская мастерская "Игра": С.А.Шмаков, О.С.Газман, Н.П.Аникеева, Л.Балашкова, А.А.Католиков, М.С.Коган,

44 Кон И.С. Как построить свое "Я"/ Под ред. В.П.Зинченко. - М.: Педагогика, 1991. С.42.

С.Н.Сафонов, А.А.Фомин. 50-60-е гг.)45. Сохранение и развитие традиций игровой культуры народа, весьма деформированных тоталитарным, беспощадным режимом подавления личности, мы начинали с практики летних загородных лагерей, которые объективно сосредотачивали в себе и хранили игровое богатство общества. Группа новосибирских исследователей и практиков-экспериментаторов совместно с другими пропагандистами игры установила жесткую закономерность, которую позднее академик В.П.Зинченко назовет "игровой дистрофией" ребенка. Дети, недоигравшие в детстве, сохраняют эту "игровую дистрофию" на всю жизнь, н такая социальная психологическая "ущербность" позднее уже практически не поддается коррекции.

Ребенок самовыстраивается как индивид и личность в игре и через игру, получая разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников, прежде всего в предметной и вербальной деятельности, в коммуникативном общении, где и предметность, и слово, и, главным образом, общение есть "сама игра, реализующая поведенческую "избыточность" ребенка, все его поведенческие потенции растущего человека. Значит, игра не есть бегство от взрослых к аутистическому удовлетворению желаний, а, напротив, более глубокое осознание окружающего мира, что не отрицает связи игры с потребностями и мотивациями детей. Необъективно и непродуктивно рассматривать игру, игровую деятельность, детское игровое поведение только лишь как первую ступень деятельности и жизни, готовящую к последующим — учебной и трудовой. Игра автономна и "ценновечна" как долговременная школа реализации практически всех возможностей ребенка и во многом взрослого человека. Игра — выверенный веками, народным опытом, социально-культурными нормами общества фактор социализации личности. Детская игра — гарантия и условие свободного развития- культуры все го общества, гарантия продления детства как важнейшего завоевания цивилизованных обществ. Действительно, дать понятие игры весьма трудно, оно слишком полисемантично. Любое определение в науке — вещь вообще очень сложная.

Автор мог бы лишь уточнить, что, по его мнению, игра — это совокупность способов взаимодействия ребенка с миром, познание и открытие его и нахождение своего места в нем.. Глубинные потенции современного общественного развития, эко-

45 Шмаков СЛ Исследование наследия А.С.Макаренко. - Новосибирск, 1955; Он же. Снежная республика. - Новосибирск, 1962. Он же. Творческая игра в пионерском лагере// Советская педагогика, 1958. № 4; Он же. Игра и дети. -М., 1968; Он же. Лето в лагере. - М., 1970; Он же. От игры к самовоспитанию. - М., 1971; Он же. Потехе час... - М., 1975; Он же. Ее Величество - Игра. - М-, 1991; Он же. Игры-шутки, игры-минутки. - М., 1993; и др. Аникеева Н.Г1. Воспитание игрой. - М., 1987; Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. - М., 1989; Газман О.С, Харитонова Н.Ё. В школу — с игрой. - М-> 1991; Газман О.С. (и др.). Каникулы: игра, воспитание. - М., 1988. 24

ромические катаклизмы бытия, демократические процессы ведут к повышению требований к личности, к интенсификации деятельности человека, что вызывает острую потребность оптимизации всей деятельности, гуманизации всей жизни, гармонич-аости развития ребенка, улучшения его душевного и физического здоровья. Этому служит игра — "свидетельство того, что человек не пребывает в состоянии утомления, она источник удовольствия" (Платон); "незаинтересованная деятельность, занятие которое приятно само по себе" (Кант); "игрой мы называем серию следующих друг за другом трансакций, с четко определенным и предсказуемым исходом" (Э.Берн); "изначальная школа поведения" (К.Гросс); "возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной" (Я.Корчак); "способность к продуцированию разнообразных идей и замыслов" (К.Хатт); "действия, преследующие тайную цель, интрига" (В. и Л.Лопатины); "игра ребенка — его жизнь, он в ней самостоятельная, свободная личность, пытающая и развивающая свои силы" (Н.Шелгунов); "под игрой мы понимаем деятельность детей, в которой они определенным способом воспроизводят свои действия в обществе, в окружающем мире" (И.Байер); "игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам" (Й.Хёйзинга); "игра организует с помощью культовых символов деятельность и, значит, учит ориентироваться в явлениях культуры" (Д.Элько-нин); "механизм самоорганизации и самообучения такой избыточной системы, как психика ребенка" (И.Кон) и т.д. и т.п.

Из раскрытия понятия игры философами, просветителями, историками культуры, педагогами и психологами различных научных школ можно вычленить ориентировочно ряд общих положений, отражающих сущность феномена игры:

1. Игра — многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации его жизни и неигровой деятельности.

2. Игры детей есть самая свободная, естественная форма Проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего "Я", личного творчества, активности, самопознания, самовыражения.

3. Игра, обладая синтетическим свойством, вбирает в себя Многие стороны иных видов деятельности, выступает в жизни Ребенка многогранным явлением. Игра — первая ступень деятельности ребенка-дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков и юношества, меняющая свои цели по мере взросления учащихся.

4. Игра есть потребность растущего ребенка: его психики, интеллекта, биологического фонда. Игра — специфический, чисто детский мир жизни ребенка. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.

5. Игра — путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.

6. Игра — свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт игры — наслаждение ее процессом, конечный результат — развитие реализуемых в ней способностей.

7. Игра — главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отраженной моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем и "вольной" практикой творческих решении, предпочтений, выборов свободного поведения ребенка, сферой неповторимой человеческой активности.


ГЛАВА III

ПРИРОДА И СТРУКТУРА ИГРЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: