Продолжение политики десталинизации и ее противоречия

После крушения антипартийной группы и особенно после ХХII съезда КПСС (1961 г.) усилилась критика культа лично-сти. Гроб с телом И. В. Сталина вынесли из Мавзолея и захоронили у Кремлевской стены.

В печати появились сведения о репрессиях против военачальников и партийных деятелей. Были реабилитированы ре-прессированные писатели: И. Бабель, Б. Пильняк и др. Вновь стали издавать С. Есенина, А. Ахматову, М. Зощенко. В трилогии К. Симонова "Живые и мертвые" откровенно говорилось о поражениях 1941 г.

В 1957 г. в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Советские граждане впервые получили воз-можность неформально общаться с иностранцами.

Атмосфера духовного освобождения породила необычайную популярность поэзии. Многотысячные аудитории собира-лись слушать стихи в Политехническом музее и на площади В. Маяковского. Особенно популярны были Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Б. Окуджава, Б. Ахмадулина. Нередко читались и стихи авторов, которых не пуб-ликовали в СССР.

Десталинизация оставалась непоследовательной. В 1957 г. писателя В. Дудинцева обвинили в "нигилистическом пере-черкивании советской действительности" в романе "Не хлебом единым". В 1958 г. было отменено постановление ЦК "Об опере "Великая дружба" В. Мурадели", осуждавшее творчество Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Н. Мясковского и других композиторов. Но постановление "О журналах "Звезда" и "Ленинград"" и другие постановления 1946 г. в сфере культуры остались в силе.

В 1958 г. Б. Пастернак, опубликовавший на Западе роман "Доктор Живаго", подвергся травле, был исключен из Союза писателей. Ему угрожали выслать из СССР. Б. Пастернаку пришлось отказаться от Нобелевской премии по литературе.

С 1957 г. начались встречи партийного руководства с интеллигенцией, на которых Н. С. Хрущев в оскорбительной фор-ме "разносил" непонравившиеся ему произведения литературы и искусства. В 1962 г. на выставке в Манеже он обру-шился на творческую манеру художников Р. Фалька, Э. Неизвестного и др. Художники не подверглись репрессиям, но их произведениям был закрыт путь в музеи и на выставки.

В 1962 г. А. Т. Твардовский, получив поддержку Н. С. Хрущева, опубликовал в "Новом мире" повесть А. И. Солженицы-на "Один день Ивана Денисовича". Но другие произведения на эту тему, например, "Колымские рассказы" В. Т. Шала-мова или мемуары Е. С. Гинзбург "Крутой маршрут" не смогли пробиться в печать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: